Пьеса Н. Белых «Ов, дитяöй, ов!» (Живи, дитя мое, живи!): обновление художественных форм*
Кандидат филологических наук Институт языка, литературы и истории Коми научный центр Уральского отделения РАН Сыктывкар, Россия [email protected]
Аннотация. Статья содержит развернутый анализ последнего произведения коми драматурга Н. Белых. Пьеса «Ов, дитяöй, ов!» (Живи, дитя мое, живи!) – неординарное явление в драматургии коми, свидетельствующее о переломе, произошедшем в творческом сознании Н. Белых в 1990-е гг., в период переживаемых обществом нравственных катаклизмов. В стремлении передать внутренние переживания, рефлексии и сомнения современника, а также духовное состояние общества порубежного периода драматург осваивает новый для коми театрального искусства художественный прием «текст в тексте». Этот прием позволяет раскрыть фрагментарность, обрывочность мышления, миропонимания современника, характеризовать его отношение к нравственным ориентирам, показать обветшалость существующей системы ценностей. Также этот прием способствует выявлению отношения героя Н. Белых к государственной власти, его понимания развития определенных черт коми национального характера под воздействием тоталитарной власти. Исследование пьесы «Ов, дитяöй, ов!» позволяет раскрыть не только эволюцию художественной системы Н. Белых в 1990-е гг., но и выявить некоторые тенденции развития в целом коми драматургии в порубежный период, одну из важнейших ее особенностей – стремление к новаторству.
Ключевые слова: коми драматургия, Н. Белых, «текст в тексте», фрагментарность, тема человека и власти, герой.