Образы животных в прозе Е. Д. Айпина
Научный сотрудник Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок Ханты-Мансийск, Россия [email protected]
Аннотация. Предметом исследования являются образы животных в прозе Е. Д. Айпина. Цель работы – рассмотреть функцию образов животных на материале произведений хантыйского прозаика Е. Д. Айпина. Реализация данной темы предполагает решение ряда задач: 1) рассмотреть приемы реализации образов животных в прозе Е. Д. Айпина; 2) определить функцию образов животных. Актуальность исследования определяется тем, что образы животных в прозе Е. Д. Айпина не становились объектом отдельного исследования в обско-угорской литературе. В произведениях Е. Д. Айпина образы животных имеют бинарное воплощение, а конкретно: 1) зооморфные образы; 2) анималистическая традиция. Встречаются в произведениях писателя неоднократные сравнения героев с определенными животными, причем автор подчеркивает не столько физическое сходство, а характер и поведение животного. Интересно и то, что животные в текстах Айпина ведут себя подобно разумному человеку. Волчица в романе «Божья Матерь в кровавых снегах» способна плакать, медведица, случайно задавившая своих малышей, заревела. Животные в изображении хантыйского прозаика оказываются способными сострадать, плакать, спасать человеческую жизнь, нежели Красная нелюдь. На основе проанализированного материала автор статьи приходит к выводу о том, что образы животных в творчестве автора имеют особое значение, животные выступают не просто второстепенными героями, они служат средством создания образа героя, его глубинного понимания. Анималистическая традиция, реализованная прозаиком, позволяет утверждать мысль о неразрывных взаимоотношениях человека-ханты и животных. Неразрывность существования человека и животного, обожествление флоры и фауны рождены мифологическим мировоззрением, реализованным на страницах произведений хантыйского прозаика. Зооморфные образы и анималистические традиции, встречающиеся в произведениях Е.Д. Айпина, свидетельствуют о глубокой неразрывной связи современности с древними традициями и верованиями, воплощенными в художественном слове.
Ключевые слова: образы животных, зооморфные образы, анималистическая традиция, мировоззрение народа, проза, Е. Д. Айпин.