История Ханты-Мансийского национального педагогического училища: опыт источниковедческого прочтения
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История науки
Информация об авторе:
А. Г. Киселёв - Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
С. В. Онина - Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: На смену нарративу, основанному на отобранных с помощью позитивистской критики фактов, идёт «новая» – аналитическая историческая наука, не отвергающая источник по причине обнаружения в нём искажений того, что считается «исторической правдой». Источник рассматривается как продукт определённой культуры, социума, эпохи. Предметом исследования стала статья директора Ханты-Мансийского национального педагогического училища Г. Т. Величко об истории этого учебного заведения, написанная в связи с 40-летним юбилеем Октября.
Цель исследования: заключается в определении композиционных и языковых особенностей, характерных черт этой работы и историко-педагогического дискурса конца 1950-х гг. в целом. Это позволяет понять, как на местах воспроизводились/интерпретировались общие тенденции развития национального среднего педагогического образования, увидеть общее и особенное, составить представление об организаторах и руководителях образовательной сферы.
Материалы исследования – это, прежде всего текст названной статьи Г. Т. Величко, а также иные материалы о начальной школе и среднем педагогическом образовании в Ханты-Мансийском национальном округе 30–50-х гг.
Результаты и научная новизна: исследование показало: тексты «нагружены», их «очистка» может иметь разрушительные последствия. Попытка «очищения» текста статьи Г. Т. Величко от авторского субъективизма, элементов официолекта (это обычная цель «внутренней критики») неизбежно ведёт к разрушению всего рассказа об истории Ханты-Мансийского национального педучилища в части композиции и языка. В результате погони за знанием о том, «как оно было на самом деле», мы получаем пересказ источника с удалёнными «неистинными» местами, зачастую следуя при этом за порядком изложения материала только что выхолощенного нами текста. Научная новизна исследования заключается в новом подходе к источнику. Авторы не ограничиваются его традиционной критикой, показывают его как многомерное явление культуры, социума, эпохи через анализ языка/языков источника, включая его содержание («контент»), композицию («синтаксис»), лексику, ставят вопрос о личностных мотивах в публиолектическом тексте. Это позволяет увидеть репрезентации национальной и образовательной политики в Ханты-Мансийском округе, по-новому прочесть проблемы Ханты-Мансийского педучилища, как проблемы культурно-антропологического свойства.
Ключевые слова: источник, критика источника; педагогическое образование, нарратив и аналитика, официолект, публиолект, реалиолект.
Благодарности: авторы благодарят Югорский государственный университет за поддержку работы в рамках гранта № 13-01-20/44, а также выражают признательность ведущему научному сотруднику Обско-угорского института С. А. Поповой за информацию о мансийских народных песнях.
Для цитирования: Киселев А.Г., Онина С.В. История Ханты-Мансийского национального педагогического училища: опыт источниковедческого прочтения // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 1. С. 167–183.
С. В. Онина - Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: На смену нарративу, основанному на отобранных с помощью позитивистской критики фактов, идёт «новая» – аналитическая историческая наука, не отвергающая источник по причине обнаружения в нём искажений того, что считается «исторической правдой». Источник рассматривается как продукт определённой культуры, социума, эпохи. Предметом исследования стала статья директора Ханты-Мансийского национального педагогического училища Г. Т. Величко об истории этого учебного заведения, написанная в связи с 40-летним юбилеем Октября.
Цель исследования: заключается в определении композиционных и языковых особенностей, характерных черт этой работы и историко-педагогического дискурса конца 1950-х гг. в целом. Это позволяет понять, как на местах воспроизводились/интерпретировались общие тенденции развития национального среднего педагогического образования, увидеть общее и особенное, составить представление об организаторах и руководителях образовательной сферы.
Материалы исследования – это, прежде всего текст названной статьи Г. Т. Величко, а также иные материалы о начальной школе и среднем педагогическом образовании в Ханты-Мансийском национальном округе 30–50-х гг.
Результаты и научная новизна: исследование показало: тексты «нагружены», их «очистка» может иметь разрушительные последствия. Попытка «очищения» текста статьи Г. Т. Величко от авторского субъективизма, элементов официолекта (это обычная цель «внутренней критики») неизбежно ведёт к разрушению всего рассказа об истории Ханты-Мансийского национального педучилища в части композиции и языка. В результате погони за знанием о том, «как оно было на самом деле», мы получаем пересказ источника с удалёнными «неистинными» местами, зачастую следуя при этом за порядком изложения материала только что выхолощенного нами текста. Научная новизна исследования заключается в новом подходе к источнику. Авторы не ограничиваются его традиционной критикой, показывают его как многомерное явление культуры, социума, эпохи через анализ языка/языков источника, включая его содержание («контент»), композицию («синтаксис»), лексику, ставят вопрос о личностных мотивах в публиолектическом тексте. Это позволяет увидеть репрезентации национальной и образовательной политики в Ханты-Мансийском округе, по-новому прочесть проблемы Ханты-Мансийского педучилища, как проблемы культурно-антропологического свойства.
Ключевые слова: источник, критика источника; педагогическое образование, нарратив и аналитика, официолект, публиолект, реалиолект.
Благодарности: авторы благодарят Югорский государственный университет за поддержку работы в рамках гранта № 13-01-20/44, а также выражают признательность ведущему научному сотруднику Обско-угорского института С. А. Поповой за информацию о мансийских народных песнях.
Для цитирования: Киселев А.Г., Онина С.В. История Ханты-Мансийского национального педагогического училища: опыт источниковедческого прочтения // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 1. С. 167–183.