Национальная – нерусская – русская: школа Югры в 40-50-х годах ХХ века
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История науки
Информация об авторе:
А. Г. Киселёв Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
С. В. Онина Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Важнейшим периодом этнической истории автохтонов Севера стала советская эпоха. Для детей и юношества коренных малочисленных народов главным орудием перемен явилась школа. В источниках статус советской школы определялся при помощи таких понятий, как русская/нерусская, национальная, школа народов (Крайнего) Севера, хантыйская/мансийская школа, школа (Крайнего) Севера. Изучение сочетания, взаимодействия этих понятий в источниках даёт возможность по-новому, так сказать, «эпистемологически», оценить путь развития народного образования на Севере и его результаты.
Цель: определение логики советского северного образовательного дискурса второй половины 40-х – 50-х гг., породившего противоречивую реальность – «денационализированную национальную школу».
Материалы исследования: приказы и протоколы совещаний Наркомата/Министерства Просвещения РСФСР 1945–1956 гг., а также публикации (книги, газетные и журнальные материалы) этого времени, освещающие школу народов Севера.
Результаты и научная новизна. На основе впервые проведённого анализа основных смысловых единиц «северных школьных текстов» и их контекстов сделан вывод об относительно небольших возможностях выживания школы национальной/народов Севера в условиях заселения Севера русским, русскоговорящим пришлым населением и общекультурной русификации. Показано, что процесс превращения школы на родном языке в школу на русском языке с родным в качестве учебного предмета, выглядел в репрезентациях местных органов власти как естественный, органический, тогда как Наркомат/Министерство Просвещения стремилось к коренизации. Осознание масштаба социокультурных перемен второй половины 50-х гг. и постепенная утрата актуальности идеи коренизации предопределили слом национальной школы народов Севера. Ключевые слова: основные смысловые единицы, устойчивые сочетания, школа народов Крайнего Севера, национальная, нерусская, русская школы, коренизация, русификация.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Субъекта РФ в рамках научного проекта № 18-412-860005\19 «Динамика и константа в югорском языковом сознании».
Для цитирования: Киселев А. Г., Онина С. В. Национальная – нерусская – русская: школа Югры в 40–50х годах ХХ века // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 3. С. 577–587.
С. В. Онина Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Важнейшим периодом этнической истории автохтонов Севера стала советская эпоха. Для детей и юношества коренных малочисленных народов главным орудием перемен явилась школа. В источниках статус советской школы определялся при помощи таких понятий, как русская/нерусская, национальная, школа народов (Крайнего) Севера, хантыйская/мансийская школа, школа (Крайнего) Севера. Изучение сочетания, взаимодействия этих понятий в источниках даёт возможность по-новому, так сказать, «эпистемологически», оценить путь развития народного образования на Севере и его результаты.
Цель: определение логики советского северного образовательного дискурса второй половины 40-х – 50-х гг., породившего противоречивую реальность – «денационализированную национальную школу».
Материалы исследования: приказы и протоколы совещаний Наркомата/Министерства Просвещения РСФСР 1945–1956 гг., а также публикации (книги, газетные и журнальные материалы) этого времени, освещающие школу народов Севера.
Результаты и научная новизна. На основе впервые проведённого анализа основных смысловых единиц «северных школьных текстов» и их контекстов сделан вывод об относительно небольших возможностях выживания школы национальной/народов Севера в условиях заселения Севера русским, русскоговорящим пришлым населением и общекультурной русификации. Показано, что процесс превращения школы на родном языке в школу на русском языке с родным в качестве учебного предмета, выглядел в репрезентациях местных органов власти как естественный, органический, тогда как Наркомат/Министерство Просвещения стремилось к коренизации. Осознание масштаба социокультурных перемен второй половины 50-х гг. и постепенная утрата актуальности идеи коренизации предопределили слом национальной школы народов Севера. Ключевые слова: основные смысловые единицы, устойчивые сочетания, школа народов Крайнего Севера, национальная, нерусская, русская школы, коренизация, русификация.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Субъекта РФ в рамках научного проекта № 18-412-860005\19 «Динамика и константа в югорском языковом сознании».
Для цитирования: Киселев А. Г., Онина С. В. Национальная – нерусская – русская: школа Югры в 40–50х годах ХХ века // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 3. С. 577–587.