Комическое в удмуртском фольклоре и художественной литературе конца XIX – начала ХХ века
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Т. И. Зайцева Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Российская Федерация, [email protected]
Н. П. Ямаева Научно-исследовательский институт национального образования, г. Ижевск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Комическое – один из способов художественного отражения действительности, в нём проявляются особенности национального мироощущения определённого периода истории. Для обобщения этапов эволюции комического в литературе, установления причинно-следственных связей развития жанров и форм смешного необходимо выявление его истоков. В статье рассматриваются предпосылки зарождения жанров комического в удмуртской литературе и их своеобразие на начальном этапе её развития.
Цель: выявление истоков и особенностей становления комических жанров в удмуртской литературе в аспекте преемственности традиций устного народного творчества.
Материалы исследования: сатирические и юмористические произведения удмуртского фольклора и начального этапа развития национальной художественной литературы.
Результаты и научная новизна. Предпосылки комического в удмуртской художественной литературе содержатся в самой смеховой культуре народа, в ритуалах и обрядах, которые выполняют магическую функцию. Важным источником зарождения литературных комических жанров послужили жанры устного народного творчества с доминирующей социально-общественной функцией. Существенную роль также сыграли переводческая и культурная деятельность просветителей, влияние более древних литератур. Опираясь на жанры устно-поэтического творчества (шуточные, сатирические, танцевальные и игровые песни, сказки, басни, мадёсы, такмаки) и учитывая, прежде всего, опыт русской литературы, создаются комические художественные произведения различных жанров на удмуртском языке. В статье впервые рассмотрены малоизученные произведения удмуртской комической литературы конца XIX – начала ХХ века. Это произведения разнородных жанров, имеющие фольклорные истоки: стихотворения, поэмы, пьесы, очерки, рассказы, повести, фельетоны, притчи, басни, мадёсы, новые такмаки, памфлеты, «лёгкие сказы» и другие. Просветительская тематика первых произведений постепенно приобретает социальный и социально-политический смысл, усложняя поэтику комического.
Ключевые слова: комическое, жанр, удмуртский фольклор, удмуртская литература, смех, сатира, юмор.
Для цитирования: Зайцева Т. И., Ямаева Н. П. Комическое в удмуртском фольклоре и художественной литературе конца XIX – начала ХХ века // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 4. С. 652–661.
Н. П. Ямаева Научно-исследовательский институт национального образования, г. Ижевск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Комическое – один из способов художественного отражения действительности, в нём проявляются особенности национального мироощущения определённого периода истории. Для обобщения этапов эволюции комического в литературе, установления причинно-следственных связей развития жанров и форм смешного необходимо выявление его истоков. В статье рассматриваются предпосылки зарождения жанров комического в удмуртской литературе и их своеобразие на начальном этапе её развития.
Цель: выявление истоков и особенностей становления комических жанров в удмуртской литературе в аспекте преемственности традиций устного народного творчества.
Материалы исследования: сатирические и юмористические произведения удмуртского фольклора и начального этапа развития национальной художественной литературы.
Результаты и научная новизна. Предпосылки комического в удмуртской художественной литературе содержатся в самой смеховой культуре народа, в ритуалах и обрядах, которые выполняют магическую функцию. Важным источником зарождения литературных комических жанров послужили жанры устного народного творчества с доминирующей социально-общественной функцией. Существенную роль также сыграли переводческая и культурная деятельность просветителей, влияние более древних литератур. Опираясь на жанры устно-поэтического творчества (шуточные, сатирические, танцевальные и игровые песни, сказки, басни, мадёсы, такмаки) и учитывая, прежде всего, опыт русской литературы, создаются комические художественные произведения различных жанров на удмуртском языке. В статье впервые рассмотрены малоизученные произведения удмуртской комической литературы конца XIX – начала ХХ века. Это произведения разнородных жанров, имеющие фольклорные истоки: стихотворения, поэмы, пьесы, очерки, рассказы, повести, фельетоны, притчи, басни, мадёсы, новые такмаки, памфлеты, «лёгкие сказы» и другие. Просветительская тематика первых произведений постепенно приобретает социальный и социально-политический смысл, усложняя поэтику комического.
Ключевые слова: комическое, жанр, удмуртский фольклор, удмуртская литература, смех, сатира, юмор.
Для цитирования: Зайцева Т. И., Ямаева Н. П. Комическое в удмуртском фольклоре и художественной литературе конца XIX – начала ХХ века // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 4. С. 652–661.