Жанр баллады в хантыйской литературе
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья входит в комплекс исследований жанровой специфики литературы и актуализирует жанровые особенности баллады в творческой практике хантыйских поэтов.
Цель: проанализировать специфику балладных форм в творчестве двух хантыйских поэтов Р. П. Ругина и М. И. Новьюхова.
Материалы исследования: основу исследования составляют произведения балладного жанра в творчестве Р. П. Ругина и М. И. Новьюхова.
Результаты и научная новизна. В статье впервые анализируются произведения балладного жанра, обнаруженные только в творчестве двух поэтов в истории хантыйской литературы – Р. П. Ругина и М. И. Новьюхова. Образцов балладного жанра было выявлено меньше десятка, что свидетельствует о том, что жанр баллады не получил достойного развития в хантыйской художественной словесности. Анализ балладных форм Р. П. Ругина и М. И. Новьюхова показал, что чаще всего их произведения строятся на сюжете и только у М. И. Новьюхова есть один образец, в котором сюжет заменён диалогом. Сочетание реального и фантастического ярко прослеживается в обращении поэтов к фольклорно-мифологи- ческой символике образов, во включении фольклорных традиций и религиозных представлений ханты в художественный текст. Мотивы тайны, смерти, двоемирие становятся обязательными компонентами балладного жанра Р. П. Ругина и М. И. Новьюхова. Темы свободы, войны/поединка, вопросы нравственного выбора являются сюжетообразующими в их балладах. Отметим, что не во всех произведениях поэты и переводчики сохраняют балладную строфу. В балладных формах хантыйских поэтов нашли отражение национальное мировидение и поэтические традиции русской литературы.
Ключевые слова: хантыйская литература, жанр, баллада, Р. П. Ругин, М. И. Новьюхов.
Для цитирования: Косинцева Е. В. Жанр баллады в хантыйской литературе // Вестник угроведения. 2021. Т. 11.
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья входит в комплекс исследований жанровой специфики литературы и актуализирует жанровые особенности баллады в творческой практике хантыйских поэтов.
Цель: проанализировать специфику балладных форм в творчестве двух хантыйских поэтов Р. П. Ругина и М. И. Новьюхова.
Материалы исследования: основу исследования составляют произведения балладного жанра в творчестве Р. П. Ругина и М. И. Новьюхова.
Результаты и научная новизна. В статье впервые анализируются произведения балладного жанра, обнаруженные только в творчестве двух поэтов в истории хантыйской литературы – Р. П. Ругина и М. И. Новьюхова. Образцов балладного жанра было выявлено меньше десятка, что свидетельствует о том, что жанр баллады не получил достойного развития в хантыйской художественной словесности. Анализ балладных форм Р. П. Ругина и М. И. Новьюхова показал, что чаще всего их произведения строятся на сюжете и только у М. И. Новьюхова есть один образец, в котором сюжет заменён диалогом. Сочетание реального и фантастического ярко прослеживается в обращении поэтов к фольклорно-мифологи- ческой символике образов, во включении фольклорных традиций и религиозных представлений ханты в художественный текст. Мотивы тайны, смерти, двоемирие становятся обязательными компонентами балладного жанра Р. П. Ругина и М. И. Новьюхова. Темы свободы, войны/поединка, вопросы нравственного выбора являются сюжетообразующими в их балладах. Отметим, что не во всех произведениях поэты и переводчики сохраняют балладную строфу. В балладных формах хантыйских поэтов нашли отражение национальное мировидение и поэтические традиции русской литературы.
Ключевые слова: хантыйская литература, жанр, баллада, Р. П. Ругин, М. И. Новьюхов.
Для цитирования: Косинцева Е. В. Жанр баллады в хантыйской литературе // Вестник угроведения. 2021. Т. 11.