Воспитательно-образовательный потенциал традиционных промыслово-охотничьих игр лесных ненцев
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена малоисследованной части духовной культуры лесных ненцев – воспитательно-образовательному потенциалу традиционных промыслово-охотничьих игр. В работе даётся анализ игр лесных ненцев, которые представлены в ранее опубликованных работах. Автор рассматривает предложенную другими исследователями классификацию игр лесных ненцев. Предлагает свою классификацию, считая, что она более дифференцированно отражает воспитательно-образовательное воздействие на детей и взрослых. Рассматривается многофункциональная направленность традиционных охотничьих игр на предмет их универсальности в жизнедеятельности детей и подростков.
Цель: выявить, описать, в некоторых случаях реконструировать, традиционные промыслово-охотничьи игры лесных ненцев, раскрыть их воспитательно-образовательный потенциал.
Материал исследования: автор в своей работе опирался на сведения по играм лесных ненцев, содержащиеся в опубликованных источниках, а также на собственные полевые материалы по Нижневартовскому району ХМАО – Югры (аганские лесные ненцы).
Результаты и научная новизна. Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены, в некоторых случаях реконструированы, традиционные игры лесных ненцев промыслово-охотничьего характера; дана их характеристика; раскрыт воспитательно-образовательный потенциал игр этой направленности; отражено сравнение и сопоставление представленных игр с играми других северных этносов Российской Федерации; предложена дифференцированная классификация традиционных игр лесных ненцев. В результате выявлено, что промыслово-
охотничьи игры лесных ненцев выступали как эффективное воспитательно-образовательное средство, которое позволяло субъекту преодолевать встречающиеся психофизические сложности, приобретать определенные двигательные навыки и умения промысловика-охотника.
Ключевые слова: лесные ненцы, классификация игр, традиционные промыслово-охотничьи игры, воспитательно-образовательный потенциал.
Для цитирования: Прокопенко В. И. Воспитательно-образовательный потенциал традиционных промыслово-охотничьих игр лесных ненцев // Вестник угроведения. 2021. Т. 11 № 1. С. 158–167.
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена малоисследованной части духовной культуры лесных ненцев – воспитательно-образовательному потенциалу традиционных промыслово-охотничьих игр. В работе даётся анализ игр лесных ненцев, которые представлены в ранее опубликованных работах. Автор рассматривает предложенную другими исследователями классификацию игр лесных ненцев. Предлагает свою классификацию, считая, что она более дифференцированно отражает воспитательно-образовательное воздействие на детей и взрослых. Рассматривается многофункциональная направленность традиционных охотничьих игр на предмет их универсальности в жизнедеятельности детей и подростков.
Цель: выявить, описать, в некоторых случаях реконструировать, традиционные промыслово-охотничьи игры лесных ненцев, раскрыть их воспитательно-образовательный потенциал.
Материал исследования: автор в своей работе опирался на сведения по играм лесных ненцев, содержащиеся в опубликованных источниках, а также на собственные полевые материалы по Нижневартовскому району ХМАО – Югры (аганские лесные ненцы).
Результаты и научная новизна. Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены, в некоторых случаях реконструированы, традиционные игры лесных ненцев промыслово-охотничьего характера; дана их характеристика; раскрыт воспитательно-образовательный потенциал игр этой направленности; отражено сравнение и сопоставление представленных игр с играми других северных этносов Российской Федерации; предложена дифференцированная классификация традиционных игр лесных ненцев. В результате выявлено, что промыслово-
охотничьи игры лесных ненцев выступали как эффективное воспитательно-образовательное средство, которое позволяло субъекту преодолевать встречающиеся психофизические сложности, приобретать определенные двигательные навыки и умения промысловика-охотника.
Ключевые слова: лесные ненцы, классификация игр, традиционные промыслово-охотничьи игры, воспитательно-образовательный потенциал.
Для цитирования: Прокопенко В. И. Воспитательно-образовательный потенциал традиционных промыслово-охотничьих игр лесных ненцев // Вестник угроведения. 2021. Т. 11 № 1. С. 158–167.