Авторские формы и приёмы воплощения психологизма в повестях Г. Пинясова («Жаркое лето», «Крест»)
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена изучению психологического анализа в повестях Г. Пинясова ‒ одного из широко известных представителей современной мордовской прозы. В связи с тем, что психологизм является ярко выраженной стилевой доминантой творчества автора, предметом анализа стали основные формы и приёмы художественного постижения процессов внутренних интенций персонажей. Работа вписывается в комплекс исследований финно-угорского литературоведения, касающихся принципов и средств художественного самовыражения писателя.
Цель: представить анализ художественных форм и приёмов психологизма в повестях Г. Пинясова.
Материалы исследования: повести Г. Пинясова «Жаркое лето», «Крест».
Результаты и научная новизна. Основные результаты исследования связаны с научной рефлексией авторских форм и приёмов психологизма в прозаических опытах Г. Пинясова, исследованием совокупности, значимости и функциональности методов и средств постижения, полного и глубокого раскрытия внутреннего мира художественных образов. Анализируемые повести свидетельствуют о тяготении писателя к раскрытию различных психологических состояний личности, в связи с чем душевные проявления, индивидуальные интенции персонажей всецело поглощают авторское внимание. В целях создания наиболее полноценного художественного образа, интерпретации чувств, мыслей, мотивов поведения, желаний, представлений персонажа автор сочетает и взаимодополняет внешние (визуальные портреты, прямые авторские размышления, обстановку действия, поступки, образы-символы, диалоги, речь героя, и др.) и внутренние (монологи, самоанализ героя, ретроспекции, исповеди, эмоциональные реакции, изложение мыслей и др.) характеристики. Научная новизна обусловлена выявлением особенностей интерпретации и художественной нагрузки форм и приёмов психологизма в текстовом пространстве повестей Г. Пинясова. В связи с тем, что критический материал о творчестве автора представляет собой лишь частичное описание форм и средств постижения характеров людей, их внутреннего мира, возникает необходимость актуализации и системного анализа психологизма в эпических экспериментах автора.
Ключевые слова: повесть, психологизм, форма, приём, психологический анализ, внутренний мир, портретно-психологическая характеристика, художественный образ, персонаж, автор.
Для цитирования: Левина Н. Н. Авторские формы и приёмы воплощения психологизма в повестях Г. Пинясова («Жаркое лето», «Крест») // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 3. С. 461–469.
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена изучению психологического анализа в повестях Г. Пинясова ‒ одного из широко известных представителей современной мордовской прозы. В связи с тем, что психологизм является ярко выраженной стилевой доминантой творчества автора, предметом анализа стали основные формы и приёмы художественного постижения процессов внутренних интенций персонажей. Работа вписывается в комплекс исследований финно-угорского литературоведения, касающихся принципов и средств художественного самовыражения писателя.
Цель: представить анализ художественных форм и приёмов психологизма в повестях Г. Пинясова.
Материалы исследования: повести Г. Пинясова «Жаркое лето», «Крест».
Результаты и научная новизна. Основные результаты исследования связаны с научной рефлексией авторских форм и приёмов психологизма в прозаических опытах Г. Пинясова, исследованием совокупности, значимости и функциональности методов и средств постижения, полного и глубокого раскрытия внутреннего мира художественных образов. Анализируемые повести свидетельствуют о тяготении писателя к раскрытию различных психологических состояний личности, в связи с чем душевные проявления, индивидуальные интенции персонажей всецело поглощают авторское внимание. В целях создания наиболее полноценного художественного образа, интерпретации чувств, мыслей, мотивов поведения, желаний, представлений персонажа автор сочетает и взаимодополняет внешние (визуальные портреты, прямые авторские размышления, обстановку действия, поступки, образы-символы, диалоги, речь героя, и др.) и внутренние (монологи, самоанализ героя, ретроспекции, исповеди, эмоциональные реакции, изложение мыслей и др.) характеристики. Научная новизна обусловлена выявлением особенностей интерпретации и художественной нагрузки форм и приёмов психологизма в текстовом пространстве повестей Г. Пинясова. В связи с тем, что критический материал о творчестве автора представляет собой лишь частичное описание форм и средств постижения характеров людей, их внутреннего мира, возникает необходимость актуализации и системного анализа психологизма в эпических экспериментах автора.
Ключевые слова: повесть, психологизм, форма, приём, психологический анализ, внутренний мир, портретно-психологическая характеристика, художественный образ, персонаж, автор.
Для цитирования: Левина Н. Н. Авторские формы и приёмы воплощения психологизма в повестях Г. Пинясова («Жаркое лето», «Крест») // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 3. С. 461–469.