Структурная организация медвежьих песен, сопровождающихся танцем
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Белоярский, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена выявлению и описанию сюжетов, переданных фольклорными формулами и типическими местами, представляющими структурную организацию песен для сопровождения танца.
Цель: выявить и описать постоянные элементы, представляющие структурную организацию песен, сопровождающихся танцем, из цикла медвежьего праздника.
Материалы исследования: тексты медвежьих песен Йакты ар, записанные Евой Шмидт и автором статьи. Их названия могут варьироваться Йакты йох ар ‘Песня танцующих людей’, Хɵ йакты ар ‘Песня танцующих мужчин’, Хɵ йак ар ‘Песня мужского танца’, Нє йакты ар ‘Песня танцующих женщин’, Нє йак ар ‘Песня женского танца’.
Результаты и научная новизна. Впервые подвергаются культурологическому анализу песни из цикла медвежьего праздника, сопровождающиеся танцем Йакты ар (букв.: танцующаяся песня), для выявления сюжетных эпизодов структурной организации и описания языковой картины мира, представленной в этих песнях. Нами выявлены постоянные элементы в структурной организации этих фольклорных произведений: описание зрителей, т. е. участников праздника, танцоров, их одежды, характеристики самого танца, того, кому танец адресован, и обращение певца к медведю. Эти фольклорные формулы представлены информативным речевым жанром «обращение».
Ключевые слова: фольклорные формулы, медвежьи песни, хантыйские танцы, культурологический анализ, структура текста
Для цитирования: Потпот Р. М. Структурная организация медвежьих песен, сопровождающихся танцем // Вестник угроведения. 2024. Т. 14. № 4 (59). С. 705–711.