«Дорога в непознанный мир»: к истории лыжного и оленьего пробегов Сале-Хард – Омск 1937 года
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
Киселев Александр Георгиевич, главный научный сотрудник, БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 14А), доктор исторических
[email protected],
Лосунов Александр Матвеевич, историк, омский краевед. [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: Одним из ярких явлений второй половины 30-х гг. ХХ в., эпохи форсированного социалистического строительства стали дальние агитационно-спортивные пробеги как символ закалки, мужества, патриотизма советской молодежи, успехов социалистического строительства. К числу таких пробегов относятся лыжный и олений пробег начала 1937 г. по маршруту Сале-Хард – Омск. Задачей команд была доставка «рапорта» о «возрождающемся Севере» в областной центр.
Цель: статьи заключается в характеристике названных пробегов, как явления социального и как явления советского северного дискурса, «легенды», «сказочной были», сопряженной с борьбой за социалистические идеалы.
Обзор литературы: При подготовке статьи использованы как труды по истории теоретического (социальная история, микро-история) и прикладного (история Севера, советская имперская история, история физкультуры и спорта) характера, так и работы, посвященные советскому дискурсу и советской мифологии.
Материалы и методы: Работа написана на основании материалов периодики 1937 г., разнообразной делопроизводственной документации Омского облисполкома, источников личного происхождения, фото материалов. Методологически тема разрабатывалась как микро-историческая, как тема социальной истории.
При этом советский дискурс понимается нами как самовыражение социокультурной реальности, как сила, способная эту реальность изменять.
Результаты: могут быть сгруппированы следующим образом. Во-первых, установлено, что агитационно-спортивные пробеги были явлением, смоделированным местными властями с участием коммунистически настроенной молодежи и «кадровых работников». Они были призваны демонстрировать, с одной стороны, успехи социалистического строительства, с другой, мужество, патриотизм молодых людей, их готовность к преодолению различных трудностей и преград ради общественного признания. Во-вторых, организация начала и завершения пробегов показана как «советский праздник», выявлены официозные и реалистические реакции на пробеги со стороны руководителей областного, окружного и местного уровней, молодежи, детей. В-третьих, проанализированы отношения внутри команд пробегов, дана характеристика советского русского национализма и отношения аборигенов к советскому. В‑чет- вертых, выявлены элементы мифотворческого в официозной репрезентации пробегов. В-пятых, история пробега показана как явление советского северного дискурса.
Обсуждение и выводы: В заключении пробеги охарактеризованы как продукт советской культуры, «национальной по форме и социалистической по содержанию». Уточнено значение «национальной» (средство привлечения интереса детей и молодежи) и «спортивной» (образец для массового подражания в разных
районах Омской области) форм этих пробегов.
Ключевые слова: советский Север, «большое путешествие северных народов к коммунизму», советский северный дискурс, официальный и неофициальный советский язык, тоталитарный билингвизм, советская мифология и ритуалы, инициация, агитационно-спортивный пробег, советская физкультура и спорт. Благодарности. Авторы выражают искреннюю признательность зав. сектором новой и новейшей истории Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского Алексею Бронис-лавовичу Мазурину, работникам Государственной библиотеки Югры Анне Владимировне Беккер и Татьяне
Владимировне Пуртовой за бесценную помощь в поиске литературы и документальных материалов. Статья не могла бы состояться также без поддержки и советов коллег – научных сотрудников Обско-Угорского ин- ститута прикладных исследований и разработок Светланы Алексеевны Поповой, Татьяны Владимировны
Волдиной, Михаила Федоровича Ершова, Виктории Ивановны Сподиной, а также руководителя школы Медвежьих игрищ Окружного дома народного творчества ХМАО-Югры Тимофея Алексеевича Молданова.
Для цитирования: Киселев А.Г., Лосунов А.М. «Дорога в непознанный мир»: к истории лыжного и оленьего пробегов Сале-Хард – Омск 1937 года // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 123–145.
[email protected],
Лосунов Александр Матвеевич, историк, омский краевед. [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: Одним из ярких явлений второй половины 30-х гг. ХХ в., эпохи форсированного социалистического строительства стали дальние агитационно-спортивные пробеги как символ закалки, мужества, патриотизма советской молодежи, успехов социалистического строительства. К числу таких пробегов относятся лыжный и олений пробег начала 1937 г. по маршруту Сале-Хард – Омск. Задачей команд была доставка «рапорта» о «возрождающемся Севере» в областной центр.
Цель: статьи заключается в характеристике названных пробегов, как явления социального и как явления советского северного дискурса, «легенды», «сказочной были», сопряженной с борьбой за социалистические идеалы.
Обзор литературы: При подготовке статьи использованы как труды по истории теоретического (социальная история, микро-история) и прикладного (история Севера, советская имперская история, история физкультуры и спорта) характера, так и работы, посвященные советскому дискурсу и советской мифологии.
Материалы и методы: Работа написана на основании материалов периодики 1937 г., разнообразной делопроизводственной документации Омского облисполкома, источников личного происхождения, фото материалов. Методологически тема разрабатывалась как микро-историческая, как тема социальной истории.
При этом советский дискурс понимается нами как самовыражение социокультурной реальности, как сила, способная эту реальность изменять.
Результаты: могут быть сгруппированы следующим образом. Во-первых, установлено, что агитационно-спортивные пробеги были явлением, смоделированным местными властями с участием коммунистически настроенной молодежи и «кадровых работников». Они были призваны демонстрировать, с одной стороны, успехи социалистического строительства, с другой, мужество, патриотизм молодых людей, их готовность к преодолению различных трудностей и преград ради общественного признания. Во-вторых, организация начала и завершения пробегов показана как «советский праздник», выявлены официозные и реалистические реакции на пробеги со стороны руководителей областного, окружного и местного уровней, молодежи, детей. В-третьих, проанализированы отношения внутри команд пробегов, дана характеристика советского русского национализма и отношения аборигенов к советскому. В‑чет- вертых, выявлены элементы мифотворческого в официозной репрезентации пробегов. В-пятых, история пробега показана как явление советского северного дискурса.
Обсуждение и выводы: В заключении пробеги охарактеризованы как продукт советской культуры, «национальной по форме и социалистической по содержанию». Уточнено значение «национальной» (средство привлечения интереса детей и молодежи) и «спортивной» (образец для массового подражания в разных
районах Омской области) форм этих пробегов.
Ключевые слова: советский Север, «большое путешествие северных народов к коммунизму», советский северный дискурс, официальный и неофициальный советский язык, тоталитарный билингвизм, советская мифология и ритуалы, инициация, агитационно-спортивный пробег, советская физкультура и спорт. Благодарности. Авторы выражают искреннюю признательность зав. сектором новой и новейшей истории Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского Алексею Бронис-лавовичу Мазурину, работникам Государственной библиотеки Югры Анне Владимировне Беккер и Татьяне
Владимировне Пуртовой за бесценную помощь в поиске литературы и документальных материалов. Статья не могла бы состояться также без поддержки и советов коллег – научных сотрудников Обско-Угорского ин- ститута прикладных исследований и разработок Светланы Алексеевны Поповой, Татьяны Владимировны
Волдиной, Михаила Федоровича Ершова, Виктории Ивановны Сподиной, а также руководителя школы Медвежьих игрищ Окружного дома народного творчества ХМАО-Югры Тимофея Алексеевича Молданова.
Для цитирования: Киселев А.Г., Лосунов А.М. «Дорога в непознанный мир»: к истории лыжного и оленьего пробегов Сале-Хард – Омск 1937 года // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 123–145.