Вводные слова в ливвиковском наречии карельского языка: семантика, этимология и функционирование
Н. В. Патроева Петрозаводский государственный университет г. Петрозаводск, Российская Федерация, [email protected]
Т. В. Пашкова Петрозаводский государственный университет г. Петрозаводск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Представленная статья является комплексным исследованием вводных слов в ливвиковском наречии новописьменного карельского языка. В рамках данного исследования авторы обращаются к рассмотрению семантики, этимологии и функционированию модальных слов в новописьменном ливвиковском наречии карельского языка.
Цель: описать семантические группы и этимологию субъективно-модальных компонентов предложения, функционирующих в ливвиковском наречии карельского языка.
Материалы исследования: учебники и словари ливвиковского наречия новописьменного карельского языка.
Результаты и научная новизна. В статье предлагается функционально-семантическая классификация и этимологический анализ карельских вводно-модальных слов. В ливвиковском наречии карельского языка зафиксировано около 40 вводных элементов, собранных из карелоязычных новописьменных словарей. Полученные в процессе исследования словарных материалов по ливвиковскому наречию данные позволяют выделить 5 разрядов вводных слов по значению, из которых самым богатым по составу лексем оказался класс, предназначенный для выражения
различной степени достоверности высказывания; остальные семантические подгруппы (выражающие ссылку на источник сообщения, призыв к собеседнику, логические связи в тексте, эмоциональное состояние говорящего) демонстрируют гораздо более скромный по количеству зафиксированных в словарях единиц сегмент поля субъективно-модальных коллокаций в ливвиковском наречии карельского языка. Этимологический анализ вводно-модальных слов показал, что парантезы, выражающие оценку говорящим своего высказывания, находятся в процессе своего становления, пополнения новыми лексемами; формирование вводно-модальной фразеологии во многом совершается путём синтаксической деривации как перехода знаменательных слов (имён и глаголов) в класс вводно-модальных. Научная новизна исследования заключается в том, что предложена семантическая классификация вводных конструкций ливвиковского наречия с опорой на данные новописьменных словарных источников, а также наблюдения в области этимологии вводно-модальных слов.
Ключевые слова: карельский язык, ливвиковское наречие, вводные слова, морфология, синтаксис, дискурсивные слова
Благодарности: Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 23-28-000992, https://rscf.ru/project/23-28-000992/.
Для цитирования: Патроева Н. В., Пашкова Т. В. Вводные слова в ливвиковском наречии карельского языка: семантика, этимология и функционирование // Вестник угроведения. 2024. Т. 14. № 1 (56). С. 69–77.