Вклад Александры Антоновой в сохранение саамского языка
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История науки
Информация об авторе:
Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Работа посвящена исследованию значимости наследия Александры Андреевны Антоновой, автора саамского Букваря и алфавита, учителя-практика, в деле сохранения саамского языка. Анализируется её работа по созданию саамской письменности, основные педагогические идеи учёного, значение переводческой и журналистской деятельности. Привлечённый к исследованию архивный материал позволил сделать вывод о концепции сохранения родного языка, которую разрабатывала учитель-практик Александра Антонова.
Цель: выявить педагогические идеи А. Антоновой и её вклад в ревитализацию родного саамского языка.
Материалы исследования: материалы личных архивов А. Антоновой и Н. Большаковой.
Результаты и научная новизна. Проведённое исследование показало правильность и актуальность многих идей А. Антоновой: педагогических, методических. Выявив слабые места проводимой работы по возрождению и сохранению саамского языка кабинетом национальных школ Мурманского областного института усовершенствования учителей в 1983-1984 гг., Александра Андреевна предложила своё видение проблемы потери языка несколькими поколениями, начала разработку методики сохранения и изучения родного языка. В работе впервые проанализированы педагогические идеи А. Антоновой, обозначен её вклад в развитие родного языка, привлечены к исследованию архивные материалы, которые ранее не были включены в научный оборот.
Ключевые слова: саамы, саамский язык, письменность, методика преподавания языка, букварь, ревитализация языка, коренной малочисленный народ
Благодарности: Исследование выполнено в рамках инициативной НИОКР №122061400030-3.
Для цитирования: Бакула В. Б. Вклад Александры Антоновой в сохранение саамского языка // Вестник угроведе- ния. 2023. Т 13. № 1 (52). С. 189-197.
АННОТАЦИЯ
Введение. Работа посвящена исследованию значимости наследия Александры Андреевны Антоновой, автора саамского Букваря и алфавита, учителя-практика, в деле сохранения саамского языка. Анализируется её работа по созданию саамской письменности, основные педагогические идеи учёного, значение переводческой и журналистской деятельности. Привлечённый к исследованию архивный материал позволил сделать вывод о концепции сохранения родного языка, которую разрабатывала учитель-практик Александра Антонова.
Цель: выявить педагогические идеи А. Антоновой и её вклад в ревитализацию родного саамского языка.
Материалы исследования: материалы личных архивов А. Антоновой и Н. Большаковой.
Результаты и научная новизна. Проведённое исследование показало правильность и актуальность многих идей А. Антоновой: педагогических, методических. Выявив слабые места проводимой работы по возрождению и сохранению саамского языка кабинетом национальных школ Мурманского областного института усовершенствования учителей в 1983-1984 гг., Александра Андреевна предложила своё видение проблемы потери языка несколькими поколениями, начала разработку методики сохранения и изучения родного языка. В работе впервые проанализированы педагогические идеи А. Антоновой, обозначен её вклад в развитие родного языка, привлечены к исследованию архивные материалы, которые ранее не были включены в научный оборот.
Ключевые слова: саамы, саамский язык, письменность, методика преподавания языка, букварь, ревитализация языка, коренной малочисленный народ
Благодарности: Исследование выполнено в рамках инициативной НИОКР №122061400030-3.
Для цитирования: Бакула В. Б. Вклад Александры Антоновой в сохранение саамского языка // Вестник угроведе- ния. 2023. Т 13. № 1 (52). С. 189-197.