Жёлтой трясогузки богатырь: корни образа
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
Центр изучения религий, РГГУ, г. Москва, Российская Федерация, [email protected] Светлой памяти Алексея Бурыкина, коллеги и друга.
АННОТАЦИЯ
Введение. Мир Суснэ хум (манси), Мир шэтиви-хо, Кан-ики, Орт ики (восточные ханты), аr mig-xui, kale-xui, Pairaxta (южные ханты) – сын Неба-Торум’а занимает особое место в пантеоне обских угров. Это один из немногих образов обско-угорского пантеона, имеющий выраженные индоиранские корни (всадник), органично сочетающиеся с характерными орнитоморфными чертами. Очевидны (но неясны) разные истоки генезиса образа сына Неба, в разных частях обско-угорского мира. Анализ текстов, позволяет говорить о симбиозе черт трикстера и героя в образе Мир Суснэ хум’а, и его принадлежности к кругу «последних героев».
Цель: выявление и анализ орнитоморфных аспектов образа Мир Суснэ хум’а и особенностей образов трикстера и «последнего героя» в обско-угорских текстах.
Материалы исследования: фольклорные и эпические тексты обских угров.
Результаты и научная новизна. Показано, что традиционный образ Мир Cуснэ хум’а, как небесного всадника, хотя и является достаточно ранним, но исходный образ, по-видимому, орнитоморфен. Мир Cуснэ хум наделён чертами и трикстера, и «последнего героя». Исходная модель его образа имела две составляющие: «тёмную» (зима / смерть) и «светлую» (лето / жизнь), уравновешивающие друг друга. Позднее, под влиянием традиционных орнито-морфных (перелётных) образов (трясогузка, гусь, журавль), начал доминировать солярный аспект образа.
Ключевые слова: Обские угры, Мир Суснэ хум, орнитоморфные календарные символы, трикстер, «последний герой».
Для цитирования: Вртанесян Г. С. Жёлтой трясогузки богатырь: корни образа // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 3. С. 536–545.
АННОТАЦИЯ
Введение. Мир Суснэ хум (манси), Мир шэтиви-хо, Кан-ики, Орт ики (восточные ханты), аr mig-xui, kale-xui, Pairaxta (южные ханты) – сын Неба-Торум’а занимает особое место в пантеоне обских угров. Это один из немногих образов обско-угорского пантеона, имеющий выраженные индоиранские корни (всадник), органично сочетающиеся с характерными орнитоморфными чертами. Очевидны (но неясны) разные истоки генезиса образа сына Неба, в разных частях обско-угорского мира. Анализ текстов, позволяет говорить о симбиозе черт трикстера и героя в образе Мир Суснэ хум’а, и его принадлежности к кругу «последних героев».
Цель: выявление и анализ орнитоморфных аспектов образа Мир Суснэ хум’а и особенностей образов трикстера и «последнего героя» в обско-угорских текстах.
Материалы исследования: фольклорные и эпические тексты обских угров.
Результаты и научная новизна. Показано, что традиционный образ Мир Cуснэ хум’а, как небесного всадника, хотя и является достаточно ранним, но исходный образ, по-видимому, орнитоморфен. Мир Cуснэ хум наделён чертами и трикстера, и «последнего героя». Исходная модель его образа имела две составляющие: «тёмную» (зима / смерть) и «светлую» (лето / жизнь), уравновешивающие друг друга. Позднее, под влиянием традиционных орнито-морфных (перелётных) образов (трясогузка, гусь, журавль), начал доминировать солярный аспект образа.
Ключевые слова: Обские угры, Мир Суснэ хум, орнитоморфные календарные символы, трикстер, «последний герой».
Для цитирования: Вртанесян Г. С. Жёлтой трясогузки богатырь: корни образа // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 3. С. 536–545.