Исследование педагогической компетентности преподавателей высшей медицинской школы на факультете переподготовки и дополнительного профессионального образования
Аннотация: Статья посвящена проблеме исследования педагогической компетентности преподавателей высшей медицинской школы. Обращение к исследованию этого вопроса обусловлено распространением компетентностного подхода в системе повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы России. Целью исследования рассматривалось выявление уровня сформированности педагогической компетентности преподавателей, имеющих педагогическое или медицинское образование, работающих, соответственно, на гуманитарных или клинических кафедрах высшей медицинской школы. В качестве задач исследования определялось изучение способности преподавателей воссоздавать в тексте педагогическую ситуацию, возникшую в педагогической практике, и умений формулировать на ее основе педагогическую задачу; способности испытуемых к педагогической рефлексии; исследование умений преподавателей интерпретировать и применять в педагогической практике теоретические знания по педагогике и психологии высшей школы. Для достижения цели исследования и решения его задач был разработан методический инструментарий, в который вошли: методика «Педагогическая ситуация: из опыта наблюдений за образовательным процессом», методика «Рефлексивный анализ процесса воспитания студентов», опросный лист «Цель в педагогической деятельности» и анкета «Понятийный аппарат психологии высшей школы». Для доказательства статической значимости результатов исследования использовались количественные методы обработки полученных экспериментальных данных с использованием t-критерия Стьюдента. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что преподаватели клинических кафедр имеют стандартизированный уровень сформированности педагогической компетентности, соответствующий адаптивному уровню продуктивности педагогической деятельности; для преподавателей гуманитарных кафедр характерен методический уровень сформированности педагогической компетентности, что соответствует локально моделирующему уровню продуктивности педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогическая компетентность, способность обнаруживать педагогическую ситуацию, способность к педагогической рефлексии, умение интерпретировать и применять педагогические и психологические знания.
Кандидат педагогических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный
педиатрический медицинский университет
Санкт-Петербург, РоссияКандидат педагогических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный
педиатрический медицинский университет
Санкт-Петербург, Россия