История записи фрагмента удмуртского эпического повествования «Калмез бакатыръёс»
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, г. Ижевск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Отрывочные сведения о ранних эпических формах и их образцы сохранились в монографических работах и статьях зарубежных и российских исследователей, собирателей XIX – начала XX в. К таковым относится эпическое повествование «Калмез бакатыръёс» («Калмезские богатыри»), записанное венгерским учёным Бернатом Мункачи в 1885 г. Имеются скудные и разрозненные сведения об информанте, от которого был записан данный текст, об истории его записи. В данной работе сделаны обобщения этих данных, а также выявлена роль анализируемого
эпического повествования и иных подобных ему текстов в создании удмуртскими поэтами своих авторских эпосов.
Цель: представить историю записи фрагмента удмуртского эпического повествования «Калмез бакатыръёс».
Материалы исследования: фрагмент удмуртского эпоса «Калмез бакатыръёс», записанный венгерским учёным в конце XIX в.
Результаты и научная новизна. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эпическое творчество удмуртов до сих пор остаётся наименее изученной областью удмуртской гуманитарной науки. Научная новизна статьи заключена впервые проводимой систематизацией материала, связанного с историей записи Бернатом Мункачи образца удмуртского эпоса «Калмез бакатыръёс». В результате проведённого исследования в научный оборот введены новые данные, в том числе впервые излагаются уточнённые сведения о сопровождавшем венгерского учёного на протяжении всей экспедиции удмуртском семинаристе Н. Иванове, под редакцией которого выполнялись записи фольклорных текстов. Проведённая реконструкция истории записи эпического фрагмента «Калмез бакатыръёс» позволила сделать вывод о том, что в данном произведении прослеживаются следы редакторской деятельности Н. Иванова. Данное положение обосновывается многими исследователями. Перечисленные аргументы позволили выдвинуть гипотезу о том, что данный текст представляет собой литературную обработку, он не может считаться чисто фольклорным, при этом нельзя не учитывать и его аутентичный характер. Резюмируется, что в дальнейшем тема героического эпоса нашла своё продолжение в творчестве удмуртских поэтов.
Ключевые слова: удмуртский фольклор, эпос, «Калмезские богатыри», история записи фольклорного текста
Для цитирования: Камитова А. В. История записи фрагмента удмуртского эпического повествование «Калмез бакатыръёс» // Вестник угроведения. 2024. Т. 14. № 1 (56). С. 34–42.