Кандидат исторических наук, доцент Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок Ханты-Мансийск, Россия [email protected]
Аннотация. Вопросу о душе на материале обских угров посвящено большое количество литературы, но он по-прежнему остаётся до конца не изученным. Сложность и запутанность этой ключевой проблемы в этнографии хантов и манси обусловлены разнообразием локальных особенностей, а также разной степенью владения сакральными традициями этнофоров. С целью изучения представлений о реинкарнации у хантов и манси, а также для более полного осмысления их системы взглядов на мир и место человека в нём требуется выявление наиболее существенного в этом противоречивом комплексе представлений о душе. Автором были сопоставлены результаты исследований, проводившихся на протяжении полутора веков и основанных на материале разных диалектно-этнографических групп. Постулирование 5/4- членного деления «души» закрепилось в выдвигаемых концепциях после выхода классической статьи В. Н. Чернецова «Представления о душе у обских угров» [1]. Но содержание этой 5/4-членной «структуры души» стало полем для раскрытия самых разнообразных народных представлений, характеризующих различные состояния человека, что обусловило разночтения в изучаемом вопросе. В то же время числа 4 и 5 – это всего лишь маркеры, разделяющие мужскую и женскую сферы жизнедеятельности. Во всех выдвигаемых исследователями версиях наиболее отчётливо и ясно просматриваются две составляющие человеческой души: духовное (реинкарнирующее) начало lil / lili и виталическое – is, с растратой или потерей которого утрачивается возможность существовать в физическом мире.
Ключевые слова: исследования представлений о душе, обские угры, реинкарнация, жизненные силы, душа-дыхание (дух), душа-тень.