Концептосфера лирики мордовского поэта Марии Ерёминой
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена исследованию современной мордовской женской лирики в аспекте концептосферы текста. Предметом исследования являются специфика реализации универсальных понятий и их функции в стихотворениях эрзянского поэта Марии Ерёминой.
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена исследованию современной мордовской женской лирики в аспекте концептосферы текста. Предметом исследования являются специфика реализации универсальных понятий и их функции в стихотворениях эрзянского поэта Марии Ерёминой.
Цель: выявить концепты в лирике М. Ерёминой, раскрыть способы их индивидуально-авторской репрезентации.
Материалы исследования: стихотворения М. Ерёминой, включённые в сборник «Шка» («Время»).
Результаты и научная новизна. Лирика М. Ерёминой впервые анализируется в аспекте выбранной проблемы, а её сборник «Шка» («Время») вводится в аналитический контекст финно-угорского литературоведения. Внимание акцентировано на системе универсальных концептов, посредством которых имплицируется индивидуально-авторская модель мира, передаются аксиологические приоритеты поэта, его размышления онтологического содержания. Отмечается, что поэт апеллирует к ряду эстетических универсалий, семантическое поле которых расширяется контекстуальными синонимами: время (бесконечность, движение), счастье (поиск, борьба, преодоление), любовь (тепло / холод, вчера / сегодня, взгляд, пустые слова, завядшие цветы), одиночество (судьба, пустота, ложь, сажа, пепел). В лирике М. Ерёминой концепты находят как традиционную трактовку, так и индивидуально-авторскую интерпретацию, в тексте реализуются посредством классических образно-метафорических рядов и оригинальных средств образности.
Ключевые слова: мордовская женская поэзия, Мария Ерёмина, лирическая героиня, концепт, концептосфера, авторская модель мира
Благодарности: Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 24-28-00098, https://rscf. ru/project/24-28-00098/.
Для цитирования: Шеянова С. В. Концептосфера лирики мордовского поэта Марии Ерёминой // Вестник угроведения. 2024. Т. 14. № 3 (58). С. 511–519.
Материалы исследования: стихотворения М. Ерёминой, включённые в сборник «Шка» («Время»).
Результаты и научная новизна. Лирика М. Ерёминой впервые анализируется в аспекте выбранной проблемы, а её сборник «Шка» («Время») вводится в аналитический контекст финно-угорского литературоведения. Внимание акцентировано на системе универсальных концептов, посредством которых имплицируется индивидуально-авторская модель мира, передаются аксиологические приоритеты поэта, его размышления онтологического содержания. Отмечается, что поэт апеллирует к ряду эстетических универсалий, семантическое поле которых расширяется контекстуальными синонимами: время (бесконечность, движение), счастье (поиск, борьба, преодоление), любовь (тепло / холод, вчера / сегодня, взгляд, пустые слова, завядшие цветы), одиночество (судьба, пустота, ложь, сажа, пепел). В лирике М. Ерёминой концепты находят как традиционную трактовку, так и индивидуально-авторскую интерпретацию, в тексте реализуются посредством классических образно-метафорических рядов и оригинальных средств образности.
Ключевые слова: мордовская женская поэзия, Мария Ерёмина, лирическая героиня, концепт, концептосфера, авторская модель мира
Благодарности: Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 24-28-00098, https://rscf. ru/project/24-28-00098/.
Для цитирования: Шеянова С. В. Концептосфера лирики мордовского поэта Марии Ерёминой // Вестник угроведения. 2024. Т. 14. № 3 (58). С. 511–519.