К вопросу о воздушных захоронениях у финно-угорских народов (по материалам обрядов и фольклора)
В. И. Рогачев Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
Е. Н. Ваганова Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье на основе обширного материала рассматривается бытование обряда воздушных захоронений у этносов Поволжья и Приуралья и его проекции на духовную культуру. Проблема исследуется на сравнительно- сопоставительном уровне целого ряда фактов с последующим выстраиванием общей картины указанного обряда, его мифологической основы и фольклорной составляющей.
Цель: выявить причинно-следственные связи возникновения обряда воздушных захоронений.
Материалы исследования: архивные материалы, фольклорные и литературные тексты, научные статьи по обозначенной проблеме.
Результаты и научная новизна. В статье представлен один из первых опытов сравнительно-сопоставительного анализа по данной проблеме, позволяющий выдвинуть гипотезу о формировании и существовании в мифологическом сознании лесных жителей Евразии, финно-угорских племен, анимистических представлений о Мировом дереве как форме организации пространства и времени, оси Вселенной, связывающий землю и небо, потусторонний мир, мир живущих, с небесными божествами и первопредками, получившими место на небесах в силу особой
святости и заслуг перед соплеменниками. Мировое дерево предстает своего рода мировоззренческим универсумом, вокруг которого выстроены мифологические концепты в виде традиционных архетипов, представления о жизни и смерти, о бессмертии и вечности, о возможности продолжения жизни на том свете. Эти языческие построения проецировались на бытовое сознание, сказались на формирование обрядов, обычаев, том числе и на возникновение ритуала воздушных захоронений у финно-угров, существовавший с древнего периода и до середины ХХ в.
Обращение к широкому кругу фольклорно-этнографических источников позволило прийти к выводу о распространённости указанного обряда у финно-угорских этносов Поволжья и Приуралья, схожести проводимого ими ритуала, связанного с мифологическими, мировоззренческими представлениями прафинно-угров о Мировом дереве, как форме организации Вселенной и способе соединения трёх миров: нижнего, среднего и верхнего. В статье произведены реконструкция и объяснение причин бытования обряда, опирающегося на анимистические
и тотемистические мифологемы и архетипы древности. В заключение авторы исследования пришли к выводу, что обряд воздушных захоронений существовал в тесной связи с системой развитых анимистических представлений, о единстве человека и природы, способности души все-
ляться в дерево, о роли дерева и птиц в перевоплощении и реинкарнации душ умерших.
Ключевые слова: финно-угры, обряд, воздушные захоронения, фольклор, Мировое древо, анимизм, культ деревьев, предки, душа, реинкарнация, антропоморфизм, символ, вышивка, орнамент
Для цитирования: Рогачев В. И., Ваганова Е. Н. К вопросу о воздушных захоронениях финно-угорских народов (по материалам обрядов и фольклора) // Вестник угроведения. 2025. Т. 15. № 1 (60). С. 143–154.