К вопросу о проникновении слова кораль в современную оленеводческую лексику
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация. [email protected]
АННОТАЦИЯ.
Введение. Статья посвящена выявлению путей проникновения слова кораль в культурный комплекс современных обских угров и самодийцев, истории его закрепления в качестве названия загона для оленей на обширной территории Северной Европы, Предуралья, Западной и Восточной Сибири. Интерес к настоящей проблеме обусловлен исследованиями исторических миграций народов, составлявших автохтонное финно-угорское население Евразии.
Цель: верификация гипотезы о тохарской прародине компонента кор / кар («огороженное место») в аспекте этнокультурных коммуникаций.
Материалы исследования: этнографическая литература, этнолингвистические словари, энциклопедические издания, интернет-ресурсы, а также устные сообщения информантов.
Результаты и научная новизна. Впервые представлен опыт этнолингвистического исследования одного из современных терминов промысловой оленеводческой лексики. Поскольку слово кораль связано с процессом доместикации северного оленя, нами рассмотрены слова-определители для обозначения процесса выращивания и приручения оленей, их половозрастных признаков и т. д. Отмечены локальные названия загонов-оград у различных этнических групп обских угров и самодийцев. Отмечено, что слова кораль и ограда некоторое время использовались синонимически, однако с развитием оленеводства в советское время слово кораль стало широко применяться для промысловых сооружений сложной конструкции и со значительно большим функционалом, связанным с зооветеринарными мероприятиями (корализация). Зафиксировано пять ареалов его бытования на обширных территориях от Северо-Восточной Евразии и юго-западного побережья Африки до Юго-Восточной Азии, Сибири и Дальнего Востока, что позволяет с полным основанием характеризовать кораль как «слово-кочевник» с практически схожей этимологией: двор как ограда-место, загон, городище, ограда, стойло, загон. На основе историографического анализа, данных лингвогеографии и археологии прослежены пути миграции прототохар с территории Европы (так называемая Дунайская культура) через Великую Степь до Туркестана, превращение их из земледельцев в первых скотоводов, что требовало поиска новых пастбищ, частых передвижений и окарауливания стад (тох. kār ‘собирать’, koro ‘стадное животное’ или ‘движимое имущество’). Вхождение в состав населения Ямной, а затем и Афанасьевской археологической культуры, возникшей в Алтайско-Саянском регионе, во многом объясняет тохарские заимствования в уральских языках и наоборот.
Ключевые слова: тохары, оленеводство, загон, кораль, доместикация, ханты, манси, лесные ненцы, миграции
Для цитирования: Сподина В. И. К вопросу о проникновении слова кораль в современную оленеводческую лексику // Вестник угроведения. 2025. Т. 15. № 1 (60). С. 155–169.