Марийская мифология и «поэтика необычайного» в романе Ш. Идиатуллина «Последнее время»
В. Р. Аминева Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, г. Москва, Российская Федерация, [email protected]
Э. Ф. Нагуманова Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, [email protected]
А. З. Хабибуллина Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена рассмотрению функций мифа и фольклора в современной литературе фэнтези. Актуальность работы обусловлена необходимостью уточнить и конкретизировать роль национальной мифологии в становлении эстетической системы транскультурной литературы.
Цель: выявить роль национальной мифологии марийцев в создании «поэтики необычайного», которая наиболее полно реализуется в жанре фэнтези.
Материал исследования: роман Шамиля Идиатуллина «Последнее время» (2020), художественной основой которого стали марийская мифология и фольклор.
Результаты и научная новизна. Установлено, что сказочно-мифологическая модель мира всесторонне проявилась в номинации его главного героя – древнего народа мары. Попадая в сферу условной, вымышленной реальности, народ мары, как и его пространственная локализация (в романе упоминаются заповедные, священные рощи, многочисленные реки и луга этой удивительной земли) переосмысливаются и трансформируются, подчиняясь жанровым законам этнофантастического повествования. Поэтика необычайного наиболее полно раскрывается в имплицитном противопоставлении образов, связанных с водоплавающими птицами (Айви, Чепи, Позанай, Матерь-Гусыня), которые генетически восходят к космогоническому мифу, и хищной птицы (Кошше). Доказано, что в романе «Последнее время» проявились
характерные для транскультурной литературы закономерности функционирования мифологических образов и мотивов. В основе мифопоэтической картины мира, которая создаётся не только в контексте марийских традиций, но также татарской идентичности, действует интерференция – языковая, культурная, эстетическая. Коды, восходящие к разным национально-художественным и культурно-историческим системам, наслаиваются друг на друга и порождают релевантные пограничному типу художественного создания смыслы, которыми насыщены номинация персонажей и природных образов, сюжетные события и их интерпретация, мотивация поступков героев, жанровая природа фантастического романа. Новизна данной работы в том, что в ней впервые выявляются смыслообразующие функции мифологической составляющей текста.
Ключевые слова: Ш. Идиатуллин, поэтика необычайного, марийская мифология, фантастический роман, интерференция, транскультурная литература
Для цитирования: Аминева В. Р., Нагуманова Э. Ф., Хабибуллина А. З. Марийская мифология и «поэтика необычайного» в романе Ш. Идиатуллина «Последнее время» // Вестник угроведения. 2024. Т. 14. № 2 (57). С. 219–229.