Мифоритуальные представления северных манси о водных духах Вит Хōн и Вит Хōн Āги
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
ведущий научный сотрудник, БУ ХМАО – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 14А), кандидат исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук. [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: в традиционной культуре манси в прошлом существовала такая форма религии как промысловый культ. Главной его составной частью были верования в духов-хозяев воды, леса. Исследование посвящено описанию и характеристике мифологических и религиозных персонажей, олицетворяющих Водного духа. Его различные образы и функции раскрываются посредством анализа фольклорных текстов и обрядов. Включённые полевые материалы вводят в научный оборот новые данные. Материалы статьи востребованы и найдут практическое применение в деятельности учреждений культуры, связанных с сохранением наследия малочисленных народов округа. Также они могут быть использованы в образовательных учреждениях округа как региональный компонент.
Цель: постановка проблемы определяет соответствующую цель. Водного духа представляют мифологические и религиозные персонажи мансийского пантеона, имеющие разные статусы, формы почитания, возрастные градации, гендерные различия и т.д.. Следовательно, ставится цель – на основе фольклорных текстов, обрядов и полевых материалов автора, максимально выявить и описать образы, персонифицирующие Водного духа и их функции.
Материалы исследования: впервые в научный оборот включается цикл записей полевых материалов по женскому Водному духу, сделанных автором на территории её почитания: Нижнее Нильдино – Ӯрай пāвыл (1994, 2017), Верхнее Нильдино (2014) Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Для анализа текстов привлекаются опубликованные фольклорные сборники.
Результаты и научная новизна: В традиции манси Вит Хōн ‘Водный царь’ и Вит Хōн ги ‘Водного царя дочь’ выступают как фольклорные персонажи, так и представители религиозных верований. Каждый из них имеет автономные функции, самостоятельное участие в «жизни» природных объектов и соответствующее почитание. В северной группе манси на первый план выступают представления о локальных духах-хозяевах водных просторов – территориальных и поселений.
Ключевые слова: мифологические персонажи, религиозные представления, обряды, Вит Хōн, Вит Хōн ги, Виткась, Водный дух.
Для цитирования: Попова С. А. Мифоритуальные представления северных манси о водных духах Вит Хōн и Вит Хōн ги // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 155–162.
АННОТАЦИЯ
Введение: в традиционной культуре манси в прошлом существовала такая форма религии как промысловый культ. Главной его составной частью были верования в духов-хозяев воды, леса. Исследование посвящено описанию и характеристике мифологических и религиозных персонажей, олицетворяющих Водного духа. Его различные образы и функции раскрываются посредством анализа фольклорных текстов и обрядов. Включённые полевые материалы вводят в научный оборот новые данные. Материалы статьи востребованы и найдут практическое применение в деятельности учреждений культуры, связанных с сохранением наследия малочисленных народов округа. Также они могут быть использованы в образовательных учреждениях округа как региональный компонент.
Цель: постановка проблемы определяет соответствующую цель. Водного духа представляют мифологические и религиозные персонажи мансийского пантеона, имеющие разные статусы, формы почитания, возрастные градации, гендерные различия и т.д.. Следовательно, ставится цель – на основе фольклорных текстов, обрядов и полевых материалов автора, максимально выявить и описать образы, персонифицирующие Водного духа и их функции.
Материалы исследования: впервые в научный оборот включается цикл записей полевых материалов по женскому Водному духу, сделанных автором на территории её почитания: Нижнее Нильдино – Ӯрай пāвыл (1994, 2017), Верхнее Нильдино (2014) Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Для анализа текстов привлекаются опубликованные фольклорные сборники.
Результаты и научная новизна: В традиции манси Вит Хōн ‘Водный царь’ и Вит Хōн ги ‘Водного царя дочь’ выступают как фольклорные персонажи, так и представители религиозных верований. Каждый из них имеет автономные функции, самостоятельное участие в «жизни» природных объектов и соответствующее почитание. В северной группе манси на первый план выступают представления о локальных духах-хозяевах водных просторов – территориальных и поселений.
Ключевые слова: мифологические персонажи, религиозные представления, обряды, Вит Хōн, Вит Хōн ги, Виткась, Водный дух.
Для цитирования: Попова С. А. Мифоритуальные представления северных манси о водных духах Вит Хōн и Вит Хōн ги // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 155–162.