Модели мироздания в обско-угорской картине мира: к вопросу об исходной структурности пространства
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
В. И. Сподина Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация [email protected]
С. А. Попова Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Многие вопросы традиционного мировоззрения обско-угорских народов достаточно хорошо изучены, в то время как другие, например, исторические типы мировоззрения, представления о различных божествах и духах, их функциях и иерархии, о локальных особенностях распространения культа предков у хантов и манси, своеобразие медвежьего праздника требуют новых материалов, дополнительного осмысления, а также новых гипотез. К таким обсуждаемым темам относится и вопрос об исходной модели мироздания. В статье приводятся дополнительные аргументы в пользу изначальности горизонтальной модели мира, материалы о локальных доминантах вектора про- странственных построений различных этнографических групп хантов и манси.
Цель: проанализировать существующие точки зрения на структурные модели мироздания и их происхождение, раскрыть факторы, оказавшие влияние на структурность картины мира.
Материалы исследования: опубликованные этнографические материалы, данные лингвистических исследований, устные сообщения информантов.
Результаты и научная новизна. Проанализированы три научных подхода в определении исходности вектора структурных пространственных построений обских угров (горизонтальная, вертикальная и смешанная модели мироздания). Впервые локальные исследовательские выводы были объединены в максимально единую систему, раскрывающую представление об изначальных моделях пространственных построений в целостности. Привлечение археологических материалов позволило определить время сложения указанных моделей: горизонтальной – период верхнего палеолита, вертикальной и смешанной – время перехода от неолита к бронзовому веку. Впервые предлагается идея о привлечении данных лингвистики, в частности грамматической категории времени, для аргументации вектора пространственных построений.
Авторы приходят к заключению о том, что различные структурные модели мироздания обских угров сложились в разные исторические эпохи, на их становление оказали влияние две мировоззренческие системы: южная, характерная для тюркоязычных народов Южной Сибири, связанная с культурой скотоводов-кочевников и северная, автохтонная. Характер межкультурных контактов и собственная этническая история проявились в том, что для северных групп обских угров более характерна горизонтальная модель мироздания, а для восточной – вертикальная.
На становление вертикальной модели оказало влияние шаманство, а впоследствии христианизация и усложнение социальной стратификации общества.
Ключевые слова: традиционное мировоззрение, обские угры, ханты, манси, пространственные модели мироздания, речная ориентация
Для цитирования: Сподина В. И., Попова С. А. Модели мироздания в обско-угорской картине мира: к вопросу об исходной структурности пространства // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 1. С. 163–173
С. А. Попова Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Многие вопросы традиционного мировоззрения обско-угорских народов достаточно хорошо изучены, в то время как другие, например, исторические типы мировоззрения, представления о различных божествах и духах, их функциях и иерархии, о локальных особенностях распространения культа предков у хантов и манси, своеобразие медвежьего праздника требуют новых материалов, дополнительного осмысления, а также новых гипотез. К таким обсуждаемым темам относится и вопрос об исходной модели мироздания. В статье приводятся дополнительные аргументы в пользу изначальности горизонтальной модели мира, материалы о локальных доминантах вектора про- странственных построений различных этнографических групп хантов и манси.
Цель: проанализировать существующие точки зрения на структурные модели мироздания и их происхождение, раскрыть факторы, оказавшие влияние на структурность картины мира.
Материалы исследования: опубликованные этнографические материалы, данные лингвистических исследований, устные сообщения информантов.
Результаты и научная новизна. Проанализированы три научных подхода в определении исходности вектора структурных пространственных построений обских угров (горизонтальная, вертикальная и смешанная модели мироздания). Впервые локальные исследовательские выводы были объединены в максимально единую систему, раскрывающую представление об изначальных моделях пространственных построений в целостности. Привлечение археологических материалов позволило определить время сложения указанных моделей: горизонтальной – период верхнего палеолита, вертикальной и смешанной – время перехода от неолита к бронзовому веку. Впервые предлагается идея о привлечении данных лингвистики, в частности грамматической категории времени, для аргументации вектора пространственных построений.
Авторы приходят к заключению о том, что различные структурные модели мироздания обских угров сложились в разные исторические эпохи, на их становление оказали влияние две мировоззренческие системы: южная, характерная для тюркоязычных народов Южной Сибири, связанная с культурой скотоводов-кочевников и северная, автохтонная. Характер межкультурных контактов и собственная этническая история проявились в том, что для северных групп обских угров более характерна горизонтальная модель мироздания, а для восточной – вертикальная.
На становление вертикальной модели оказало влияние шаманство, а впоследствии христианизация и усложнение социальной стратификации общества.
Ключевые слова: традиционное мировоззрение, обские угры, ханты, манси, пространственные модели мироздания, речная ориентация
Для цитирования: Сподина В. И., Попова С. А. Модели мироздания в обско-угорской картине мира: к вопросу об исходной структурности пространства // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 1. С. 163–173