Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития
Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ психиатрии Росздрава, Центр патологии речи и нейрореабилитации Москва, Россия [email protected]
Аннотация.В статье обосновывается продуктивность нейропсихологического подхода к анализу грубых дизонтогений в виде отсутствия речи. Автором выдвигается точка зрения об их едином патогенезе, несмотря на то, что наименования их различны – задержки речевого развития (ЗРР), алалии и общее недоразвитие речи (ОНР). Причиной терминологических несовпадений в обозначении этих речевых расстройств автор считает тот факт, что в разные возрастные периоды неразвитие речи выглядит по-разному. Это же, с точки зрения автора, лежит в основе длительной дискуссии, ведущейся в литературе, по поводу границ употребления термина алалия.
В работе выдвигается точка зрения, что мозговым механизмом названных нарушений речи у детей с нормальным слухом, зрением и первично сохранным интеллектом является неполноценность межзональных связей (проводящих путей), необходимых для приобретения речевых навыков. Утверждается, что в отличие от грубых нарушений речи у взрослых (афазии), для отсутствия речи у детей патогенетически значима именно невозможность транспорта стимулов внешнего мира в речевые зоны мозга, а не органические поражения этих зон. Эта точка зрения вытекает из выявленном в специальных исследованиях соответствии закономерностей функциональных интеграций и дезинтеграций речевой способности.
Отмечается, что остро актуальной задачей современного научного поиска в области нейронаук является уточнение этиологии нарушения проводимости межзональных проводящих путей. От ее решения зависят методы медикаментозной терапии и коррекционного обучения, алгоритмы которых также в инновационном ключе освещаются автором.
Ключевые слова: алалия, общее недоразвитие речи, задержки речевого развития, патогенез,структуры мозга, межзональные проводящие пути, возрастные периоды, коррекция, интеграция.