Образы женщины в традиционной культуре северян и советском официозе второй половины 30-х годов
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
Киселев Александр Георгиевич, главный научный сотрудник БУ ХМАО–Югры «Обско-Угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира 14А), доктор исторических наук.
Молданова Надежда Анатольевна, научный сотрудник БУ ХМАО–Югры «Обско-Угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира 14А). [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: одним из важнейших направлений культурной революции, создания нового советского человека была политика вовлечения женщины в социалистические преобразования. На национальных окраинах Советского государства эта политика имела свою специфику. В контексте женского дискурса проблемой является определение ценностной основы советизации женщины аборигенки. Цель статьи заключается в том, чтобы дать сравнительную характеристику идеальных образов традиционной и советской женщины, официозных представлений об аборигенке и, исходя из этого, определить пути её культурного перехода от традиции к советскому модерну, пути предписываемые идеологией.
Материалы исследования: источниками работы послужили: 1) Омская и центральная партийная печать второй половины 30-х гг. 2) Источники личного происхождения – личные песни обских угров и самодийцев 30-х гг., презентующие реакции традиционной культуры на советизм, результаты восприятия традиционным сознанием советских ценностей. В качестве методологического подхода в статье использована концепция дискурса.
Результаты и научная новизна: анализ образов женщины традиционной культуры и советского официоза предвоенной эпохи позволил выявить непреодолимые различия между ними. Преодоление разрыва на ценностном уровне официозом предполагалось путём: отказа от тех традиций, которые, с точки зрения русской культуры, считались для женщины унизительными; изъятия детей из семьи, их обучения и воспитания в интернатах; ликвидации неграмотности и развития образования; борьбы за современную гигиену; «коренизации» – привлечения женщины к управлению. Так советский северный нарратив, включая и перерабатывая истории женщин северянок, интерпретировал и критиковал традиционный образ, звал женщину к разрыву, выходу за пределы «вековечного» мира в строящийся мир советского модерна.
Ключевые слова: образ женщины, гендер, традиционная культура, советский модерн, официоз.
Благодарности: Авторы благодарны за интеллектуальную щедрость, ценные сведения о традиционной культуре обских угров научным сотрудникам Обско-Угорского института прикладных исследований и разработок Светлане Алексеевне Поповой, Татьяне Владимировне Волдиной, Виктории Ивановне Сподиной, руководителю школы Медвежьих игрищ Окружного дома народного творчества ХМАО – Югры Тимофею Алексеевичу Молданову, а также омскому краеведу Александру Матвеевичу Лосунову, оказавшему помощь в сборе необходимых материалов.
Для цитирования: Киселев А. Г., Молданова Н. А. Образы женщины в традиционной культуре северян и советском официозе второй половины 30-х годов // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 3. С. 567–584.