Орнитоморфные образы в прозе Е.Д. Айпина
Научный сотрудник Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок Ханты-Мансийск, Россия [email protected]
Аннотация. Е.Д. Айпин – один из самых известных хантыйских прозаиков, чье творчество вызывает неизменный интерес у критиков и исследователей. Разнообразие подходов к его художественным и публицистическим произведениям, предложенное современной литературной наукой, тем не менее, не дает целостного представления об авторской системе образов. Данная работа направлена на то, чтобы частично восполнить имеющееся упущение и осмыслить орнитоморфные образы в прозе Е.Д. Айпина. Созданные хантыйским прозаиком образы птиц имеют сакральную семантику, так как связаны с мифологическими представлениями этноса. Яркий пример этого – отсылка к образу лебедя, одной из ипостасей богини Калтащ, и аппелирование к мифологическому сюжету о птице Карс. Автор неоднократно говорит о способности птиц влиять на судьбу человека, объясняя это их возможностью переходить из одного мира в другой. Этим же определяются и «шаманские» способности представителей мира пернатых, их функция вестника радости или беды. Все орнитоморфные образы в прозе писателя делятся на две группы: с положительной семантикой (ворона, сорока, трясогузка) и с отрицательной семантикой (глухарь, ворон, халей). Однако образ глухаря в рассказе «В полете в бездну» обладает бинарным признаком. Орнитоморфные образы гармонично дополнили реализованную хантыйским прозаиком анималистическую традицию. Хотя стоит отметить, что орнитоморфные образы в меньшей степени, нежели зооморфные, используются автором при реализации анималистической традиции в прозе. Анализ художественной прозы Е.Д. Айпина позволяет утверждать, что на страницах произведений автор реализует орнитоморфный код.
Ключевые слова: хантыйская литература, Е.Д. Айпин, система образов, орнитоморфный образ.