Основные концепты эрзянской мифологии
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
А. М. Шаронов ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга», г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
Е. А. Шаронова ФГБОУ ВО «Национальный Исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск, Российская Федерация [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена рассмотрению важнейших концептуальных особенностей мифологии народа эрзя как системы устойчивых мировоззренческих воззрений на природу и общество. Предметом изучения стали представления о происхождении мира и человека, о пространстве и времени, о своеобра- зии мифологического сознания, о взаимодействии мифа и эпоса.
Цель: рассмотреть эрзянскую мифологию как выражение национальной ментальности, сквозь призму представлений о времени и пространстве мифа.
Материалы исследования: тексты космогонических мифов и эпико-героических песен.
Результаты и научная новизна. Анализ текстов мифологических и эпико-героических сюжетов показывает: в эрзянской мифологии сотворение мира и человека означает создание Жизни. Сознание человека является автономной субстанцией, оно вкладывается в него верховным богом Чам-Пасом или Инешкипазом. Вселенной управляет Мировой Разум. Пространство и время – независимые сущности в масштабах Космоса, в героических песнях – связаны с эрзянской землёй, сюжетно детерминированы. Типология эрзянской мифологии выражается в общности ряда её сюжетов и персонажей с сюжетами и персонажами русских, эстонцев, латышей, литовцев, марийцев, удмуртов и других народов.
Ключевые слова: мифология, эпос, сюжет, сознание, пространство, время, Чам-Пас, Инешкипаз, человек, народ Эрзя, мир, жизнь.
Для цитирования: Шаронов А. М., Шаронова Е. А. Основные концепты эрзянской мифологии // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 2. С. 328–339.
Е. А. Шаронова ФГБОУ ВО «Национальный Исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск, Российская Федерация [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена рассмотрению важнейших концептуальных особенностей мифологии народа эрзя как системы устойчивых мировоззренческих воззрений на природу и общество. Предметом изучения стали представления о происхождении мира и человека, о пространстве и времени, о своеобра- зии мифологического сознания, о взаимодействии мифа и эпоса.
Цель: рассмотреть эрзянскую мифологию как выражение национальной ментальности, сквозь призму представлений о времени и пространстве мифа.
Материалы исследования: тексты космогонических мифов и эпико-героических песен.
Результаты и научная новизна. Анализ текстов мифологических и эпико-героических сюжетов показывает: в эрзянской мифологии сотворение мира и человека означает создание Жизни. Сознание человека является автономной субстанцией, оно вкладывается в него верховным богом Чам-Пасом или Инешкипазом. Вселенной управляет Мировой Разум. Пространство и время – независимые сущности в масштабах Космоса, в героических песнях – связаны с эрзянской землёй, сюжетно детерминированы. Типология эрзянской мифологии выражается в общности ряда её сюжетов и персонажей с сюжетами и персонажами русских, эстонцев, латышей, литовцев, марийцев, удмуртов и других народов.
Ключевые слова: мифология, эпос, сюжет, сознание, пространство, время, Чам-Пас, Инешкипаз, человек, народ Эрзя, мир, жизнь.
Для цитирования: Шаронов А. М., Шаронова Е. А. Основные концепты эрзянской мифологии // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 2. С. 328–339.