Основные принципы реинкарнации у обских угров
Кандидат исторических наук, доцент ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Истории, археологии и этнографии Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок Ханты-Мансийск, Россия [email protected]
Аннотация. Как показал анализ материалов, богатый комплекс представлений хантов и манси о душе (душах) основывается на двух её составляющих духовном (реинкарнирующем) начале – lil (хант.) / lili (манс.) и виталическом – is, is-χor (хант., манс.). Реинкарнирующая душа (она же – «маленькая» душа, «внутренняя» душа, душа-птица) является продуцирующим (животворящим) началом, постоянно возрождающимся в новых физических телах. Она имеет «небесное» происхождение и периодически возвращается после смерти в Верхний мир. Информация в народе о реинкарнирующей душе lil / lili имеет несколько закрытый характер, она передаётся опосредованно, завуалированно и представляет собой больше символический пласт знаний. Тем не менее, lil / lili считается главной душой, несущей в себе кодовые характеристики человека, связана с его сознанием и отвечает за связь с космосом (Верхним миром). Реинкарнация в обско-угорской среде имеет определённые закономерности. Автором выделено 12 принципов, характеризующих это явление. Но выявленные принципы не являются жёсткими, т.к. повсеместно встречаются исключения из «правил». В данном случае, можно говорить о неких установившихся или заданных свыше «рамках», позволивших «упорядочить» процесс трансмиграции человеческих душ. Традиционные представления хантов и манси о реинкарнации укладываются в единую целостную мировоззренческую систему, пронизывающую собой все сферы их жизнедеятельности, и могут быть отнесены к главным смыслам в их культуре.
Ключевые слова: традиционное мировоззрение, обские угры, реинкарнация.