Особенности репрезентации образа Степана Эрьзи в поэме Мордовии второй половины XX века
Национальный Исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена изучению особенностей художественного воплощения образа Степана Эрьзи в жанре поэмы русскоязычных лириков Мордовии и продолжает ряд подобных исследований в области отечественного эрьзеведения. Предметом рассмотрения являются способы и приёмы создания образа Эрьзи в лиро-эпических произведениях.
Цель: выявить специфику репрезентации образа эрзянского скульптора и художника в творчестве русскоязычных поэтов Мордовии на примере жанра поэмы.
Материалы исследования: поэмы В. Егорова «Глубинный свет» (1968), Э. Симдяновой «Будущее» (1969), В. Гадаева «Предназначение» (1968–1974), В. Юшкина «Тысяча строк об Эрьзе» (1985), Ланы Веточки «Прощание Эрьзи с “детьми”» (1997).
Результаты и научная новизна. В последние десятилетия в литературе Мордовии наблюдается возросший интерес к личности Степана Эрьзи. Наиболее масштабно образ эрзянского скульптора представлен в жанре поэмы русскоязычных лириков Мордовии. Жанровая специфика поэмы как крупной поэтической формы позволила всесторонне представить судьбу, характер, внутренние переживания мордовского художника, который на протяжении всего творческого пути чувствовал нерасторжимые связи со своей малой родиной. Научная новизна статьи обу- словлена тем, что в ней впервые в мордовском литературоведении рассматривается специфика репрезентации образа С. Эрьзи в поэме русскоязычных авторов. В ходе исследования установлено, что отличительной особенностью произведений о великом скульпторе является синтез документального и художественного начал. Поэты воссоздают факты его биографии, национальное происхождение, этапы творческого пути, знаковые события жизни. В поэмах «Глубинный свет» В. Егорова и «Будущее» Э. Симдяновой осмысливается казанский период обучения иконописи мордовского юноши. Обращение к документальным подробностям, биографическим деталям, использование национальной лексики, топонимики помогает раскрыть образ трудолюбивого эрзянского художника на пути к мировому признанию. Мотив воспоминания о родной мордовской земле становится сюжетообразующим в поэме В. Гадаева «Предназначение», повествующей об аргентинском периоде жизни Эрьзи. Поэт создаёт образ изгнанника, тоскующего на чужбине. В отличие от поэтов-предшественников, В. Юшкин в поэме «Тысяча строк об Эрьзе» акцентирует внимание на значимости общественной роли художника. Используя приёмы полифонизма, игру автора-повествователя, поэт раскрывает личность творца-вдохновителя всего мордовского народа. Лирическая составляющая отличает поэму Ланы Веточки «Прощание Эрьзи с “детьми”». Повествовательная форма от первого лица помогает автору передать трагедию души скульптора.
Ключевые слова: Степан Эрьзя, русскоязычная поэзия Мордовии, жанр, поэма, художественность, эрьзеведение
Для цитирования: Гудкова С. П. Особенности репрезентации образа С. Эрьзи в поэме Мордовии второй половины ХХ века // Вестник угроведения. 2025. Т. 15. № 1 (60). С. 19–28.