Персуазивность в художественном тексте (на материале сборника рассказов Е. Д. Айпина «Река-в-Январе»)
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена проблемам внутренней организации высказывания, способам выражения субъективных смыслов высказывания. Обозначенные вопросы в последнее время всё чаще поднимаются в работах по синтаксису и являются ключевыми при описании моделей предложений.
Цель: представление и описание грамматических средств выражения значений субъективной модальности, или персуазивности.
Материалы исследования: сборник рассказов Е. Д. Айпина «Река-в-Январе».
Результаты и научная новизна. Проведённый лингвистический анализ с элементами компонентного и статистического методов позволяют представить следующие результаты исследования:
1. Модальная оценка уверенности – неуверенности в сообщаемом, в другой терминологии, персуазивность или эпистемическая оценка проявляется на различных уровнях языка. Однако наиболее ярко она выражается синтаксическими средствами – вводными словами, представленными модальными словами с обозначенными значениями.
2. Рассматриваемые компоненты активно используются в художественном тексте Е. Д. Айпина.
3. Вводные слова с соответствующей модальностью – необходимый элемент рассматриваемых текстов. Посредством данных средств во многом создаётся общее настроение каждого рассказа и эссе, передаётся внутреннее смятение лирического героя. Новизна работы определяется тем, что исследование проводится на материале текста известного хантыйского писателя Е. Д. Айпина, его сборника рассказов, который включает исключительно произведения, посвящённые глубоко личностным темам, где объективное содержание переплетается гармонично с субъ-
ективными, индивидуально-авторскими смыслами, окрашенными в интимно-авторские и национально-ментальные тона.
Ключевые слова: предложение, модальность, персуазивность, эпистимическая оценка, вводные слова.
Благодарности: автор статьи выражает благодарность рецензентам. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Субъекта РФ в рамках научного проекта № 18-412-860005.
Для цитирования: Долженко Н. Г. Персуазивность в художественном тексте (на материале сборника рассказов Е. Д. Айпина «Река-в-Январе») // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 4. С. 614–622.
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена проблемам внутренней организации высказывания, способам выражения субъективных смыслов высказывания. Обозначенные вопросы в последнее время всё чаще поднимаются в работах по синтаксису и являются ключевыми при описании моделей предложений.
Цель: представление и описание грамматических средств выражения значений субъективной модальности, или персуазивности.
Материалы исследования: сборник рассказов Е. Д. Айпина «Река-в-Январе».
Результаты и научная новизна. Проведённый лингвистический анализ с элементами компонентного и статистического методов позволяют представить следующие результаты исследования:
1. Модальная оценка уверенности – неуверенности в сообщаемом, в другой терминологии, персуазивность или эпистемическая оценка проявляется на различных уровнях языка. Однако наиболее ярко она выражается синтаксическими средствами – вводными словами, представленными модальными словами с обозначенными значениями.
2. Рассматриваемые компоненты активно используются в художественном тексте Е. Д. Айпина.
3. Вводные слова с соответствующей модальностью – необходимый элемент рассматриваемых текстов. Посредством данных средств во многом создаётся общее настроение каждого рассказа и эссе, передаётся внутреннее смятение лирического героя. Новизна работы определяется тем, что исследование проводится на материале текста известного хантыйского писателя Е. Д. Айпина, его сборника рассказов, который включает исключительно произведения, посвящённые глубоко личностным темам, где объективное содержание переплетается гармонично с субъ-
ективными, индивидуально-авторскими смыслами, окрашенными в интимно-авторские и национально-ментальные тона.
Ключевые слова: предложение, модальность, персуазивность, эпистимическая оценка, вводные слова.
Благодарности: автор статьи выражает благодарность рецензентам. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Субъекта РФ в рамках научного проекта № 18-412-860005.
Для цитирования: Долженко Н. Г. Персуазивность в художественном тексте (на материале сборника рассказов Е. Д. Айпина «Река-в-Январе») // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 4. С. 614–622.