Ригидность как психологический индикатор академической мобильности учащейся молодёжи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Е. А. Кукуев ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Российская Федерация, [email protected]
О. В. Булатова ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
О. В. Огороднова ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Российская Федерация, [email protected] О. С. Андреева ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Социально-экономические и политические изменения на рынке труда, в сфере образования обусловили необходимость повышения мобильности учащейся молодёжи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ХМАО–Югра), в том числе и с инвалидностью. Особое внимание в этой связи привлекает вопрос развития академической мобильности как личностное свойство на этапе подготовке в вузе.
Цель: выявить особенности проявления академической мобильности у югорской молодёжи, обеспечивающей готовность к построению индивидуального образовательного маршрута, прогнозированию профессиональной деятельности с учётом требований новых социально-экономических условий, активизирующей стремление к непрерывному образованию и самообразованию.
Материалы исследования: результаты опроса студентов вузов Тюмени и Югорского государственного университета, включая студентов с инвалидностью. Исследование проведено в феврале – марте 2019 года.
Результаты и научная новизна. Авторы выявили, что академическая мобильность учащейся молодёжи ХМАО-Югры характеризуется ригидностью. То есть югорская молодёжь не проявляет гибкость, готовность перестроить себя, не оценивает критически имеющийся опыт, не прогнозируют свою деятельность с учётом требований рынка труда. Ригидность выражается в фиксированных формах поведения при неудовлетворённости жизнью, наличии астенических эмоций, слабой осознанностью себя как субъекта самоосуществления. При этом «открытость опыту» югорской молодёжи свидетельствует о желании к переструктурированию опыта, сложившихся поведенческих стереотипов. Выборка исследования сформирована на основе предположения, что именно молодые люди, обучающиеся в университете должны проявлять высокий уровень мобильности. Таким образом, возникает необходимость разработки программ по развитию академической мобильности у учащейся молодёжи, обеспечивающей готовность к построению индивидуального образовательного маршрута, прогнозированию профессиональной деятельности с учётом требований новых социально-экономических условий, активизирующей стремление к непрерывному образованию и самообразованию.
Ключевые слова: высшее образование, академическая мобильность, студент, ригидность, флексибильность.
Благодарности: выражаем благодарность директору института североведения ФГБОУ ВО «Югорского государственный университет», оказавшего содействие в проведении опроса по выявлению специфики проявления академической мобильности у студентов Северного региона.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00373 А «Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования».
Для цитирования: Волосникова Л. М., Кукуев Е. А., Булатова О. В., Огороднова О. В., Андреева О. С. Ригидность как психологический индикатор академической мобильности учащейся молодёжи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 2. С. 384–395.