Рынок как фактор социокультурных изменений у обских угров (исторический аспект)
Кандидат исторических наук, Институт этнологии и антропологии РАН, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. В статье в рамках новой для отечественной науки области исследования – антропологии рынка – рассмотрены исторические аспекты рыночных (торговых) отношений у обских угров. Какое влияние они оказали на различные стороны жизни народов Сибири? Какова их социальная обусловленность и моральная сущность? Чему учит нас история? Эти вопросы остаются актуальными и в современной жизни обских угров в связи с существующей политикой коммерциализации традиционной хозяйственной деятельности и культуры коренных малочисленных народов Севера. Работа основана на историко-этнографической литературе. В фокусе внимания – сюжеты, важные для понимания динамики социокультурных изменений у обских угров: особенности торгового обмена и характер взаимоотношений торгующих; кредитная система и алкоголь в практике меновой торговли; формирование у сибирских аборигенов зависимости от привозных продуктов и переориентация их хозяйственной деятельности на рынок; новации в культуре и др. В заключение автор приходит к выводу о неоднозначном влиянии рыночных отношений на этническую культуру обских угров и солидаризируется с мнением о том, что обмен (торговля) должен быть лишь средством осуществления функционирования общества, а не его целью.
Ключевые слова: антропология рынка, обские угры, история, культура, обмен, торговля, социокультурные изменения, ценности.