Северная школа в представлениях местных руководителей образования середины 1950-х гг.
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
А. Г. Киселев Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
С. В. Онина Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Научную значимость теме придаёт антропологический поворот, интерес к фигуре деятеля исторического процесса. Важно увидеть наметившийся в середине 1950-х гг. социокультурный перелом в исторической судьбе северной школы и, в этой связи, позиции местных руководителей образования, как акторов просвещенческой, национальной политики.
Цель: характеристика восприятия проблем средней педагогической и общеобразовательной национальной школы местными руководителями северного образования, их профессиональной, гражданской позиции.
Материалы исследования: стенограмма совещания в Минпросе РСФСР 27–29 апреля 1955 г. и некоторые другие документы Министерства, отчёт, протоколы партсобраний Ханты-Мансийского педучилища.
Результаты и научная новизна. Исследование структуры выступлений участников совещания, соотношения этического, логического и эмоционального, пафосного начал, лексики свидетельствует, что лучшие директора педучилищ Севера были наиболее последовательными защитниками национальной школы. Сложность осуществления проекта национальной школы сужала пределы стойкости директорских позиций, державшихся почти исключительно на логических основаниях, что делало их весьма уязвимыми при первых же переменах курса Минпроса.
Научная новизна определяется междисциплинарным подходом, сочетанием лингвистических методов и исторической интерпретации результатов работы с текстом источника и заключается в характеристике идей и подходов к проблемам национальной, в том числе средней педагогической школы народов Севера. Отдельные положения и выводы статьи могут быть использованы при подготовке академической истории Югры, спецкурсов по истории образования и культуры северных регионов РСФСР.
Ключевые слова: национальная школа Севера, национальное педагогическое училище, родной язык учащихся, лексика и структура речи, тематические группы, анализ текста.
Для цитирования: Киселев А. Г., Онина С. В. Северная школа в представлениях местных руководителей образования середины 1950-х гг. // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 347–357.
С. В. Онина Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Научную значимость теме придаёт антропологический поворот, интерес к фигуре деятеля исторического процесса. Важно увидеть наметившийся в середине 1950-х гг. социокультурный перелом в исторической судьбе северной школы и, в этой связи, позиции местных руководителей образования, как акторов просвещенческой, национальной политики.
Цель: характеристика восприятия проблем средней педагогической и общеобразовательной национальной школы местными руководителями северного образования, их профессиональной, гражданской позиции.
Материалы исследования: стенограмма совещания в Минпросе РСФСР 27–29 апреля 1955 г. и некоторые другие документы Министерства, отчёт, протоколы партсобраний Ханты-Мансийского педучилища.
Результаты и научная новизна. Исследование структуры выступлений участников совещания, соотношения этического, логического и эмоционального, пафосного начал, лексики свидетельствует, что лучшие директора педучилищ Севера были наиболее последовательными защитниками национальной школы. Сложность осуществления проекта национальной школы сужала пределы стойкости директорских позиций, державшихся почти исключительно на логических основаниях, что делало их весьма уязвимыми при первых же переменах курса Минпроса.
Научная новизна определяется междисциплинарным подходом, сочетанием лингвистических методов и исторической интерпретации результатов работы с текстом источника и заключается в характеристике идей и подходов к проблемам национальной, в том числе средней педагогической школы народов Севера. Отдельные положения и выводы статьи могут быть использованы при подготовке академической истории Югры, спецкурсов по истории образования и культуры северных регионов РСФСР.
Ключевые слова: национальная школа Севера, национальное педагогическое училище, родной язык учащихся, лексика и структура речи, тематические группы, анализ текста.
Для цитирования: Киселев А. Г., Онина С. В. Северная школа в представлениях местных руководителей образования середины 1950-х гг. // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 347–357.