Теоретические аспекты литературоведческого исследования: художественный текст как гармония отношений человека и мира
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
профессор, ведущий научный сотрудник БУ ХМАО–Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д.14 А), доктор педагогических наук.
[email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: статья посвящена актуальной в условиях современного литературоведения проблеме аналитического мышления, лежащего в основе науки и востребованного во всех областях человеческой жизни.
Цель: автор ставит целью раскрыть некоторые аспекты теоретических основ литературоведческого исследования через обращение к анализу художественного текста, так как невозможно на должном уровне воспринимать, критически оценивать и интерпретировать художественный текст без сформированных представлений о теоретических основах литературоведческой науки.
Материалы исследования: в основу исследования положены теоретико-литературные категории, выступающие в качестве номинаций тех знаков, которые создают, составляют, образуют смысловое и идейное содержание текста.
Результаты и научная новизна: результатом статьи является раскрытие одной из важнейших функций художественного текста как средства, как пути формирования гармоничных отношений между человеком и миром. На первом этапе (создание текста) это формирование является исключительно прерогативой автора, однако в последующем в процесс утверждения, обоснования, восстановления гармонии вовлекаются его читатели. Научная новизна статьи заключается в раскрытии основных аспектов понимания художественного текста как гармонии. А также в обосновании идеи, согласно которой результатом овладения основами теории литературы, содержанием её понятий станет способность исследователя видеть в этих понятиях инструмент, который помогает раскодированию художественного текста, осознанию эстетической ценности и всего произведения, и отдельного образа. И как итог – сформированная способность устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическое рассуждение и делать выводы при
профессиональном анализе и интерпретации художественного произведения.
Ключевые слова: методология, литературоведческий анализ, исследование, интерпретация текста, цитирование, текстологические вопросы.
Для цитирования: Семёнов А. Н. Теоретические основы литературоведческого исследования: художественный текст как гармония отношений человека и мира // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 2. С. 294–300.
[email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: статья посвящена актуальной в условиях современного литературоведения проблеме аналитического мышления, лежащего в основе науки и востребованного во всех областях человеческой жизни.
Цель: автор ставит целью раскрыть некоторые аспекты теоретических основ литературоведческого исследования через обращение к анализу художественного текста, так как невозможно на должном уровне воспринимать, критически оценивать и интерпретировать художественный текст без сформированных представлений о теоретических основах литературоведческой науки.
Материалы исследования: в основу исследования положены теоретико-литературные категории, выступающие в качестве номинаций тех знаков, которые создают, составляют, образуют смысловое и идейное содержание текста.
Результаты и научная новизна: результатом статьи является раскрытие одной из важнейших функций художественного текста как средства, как пути формирования гармоничных отношений между человеком и миром. На первом этапе (создание текста) это формирование является исключительно прерогативой автора, однако в последующем в процесс утверждения, обоснования, восстановления гармонии вовлекаются его читатели. Научная новизна статьи заключается в раскрытии основных аспектов понимания художественного текста как гармонии. А также в обосновании идеи, согласно которой результатом овладения основами теории литературы, содержанием её понятий станет способность исследователя видеть в этих понятиях инструмент, который помогает раскодированию художественного текста, осознанию эстетической ценности и всего произведения, и отдельного образа. И как итог – сформированная способность устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическое рассуждение и делать выводы при
профессиональном анализе и интерпретации художественного произведения.
Ключевые слова: методология, литературоведческий анализ, исследование, интерпретация текста, цитирование, текстологические вопросы.
Для цитирования: Семёнов А. Н. Теоретические основы литературоведческого исследования: художественный текст как гармония отношений человека и мира // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 2. С. 294–300.