Топосы город/деревня в поэтической системе А. Елфимовой: некоторые аспекты реализации художественного пространства в современной коми лирике
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
научный сотрудник сектора литературоведения Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (167982, Российская Федерация, Коми Республика, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 26), кандидат филологических наук. [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: одной из значимых характеристик стихотворного творчества Анжелики Елфимовой – современной коми поэтессы – является динамичность. Подвижность чувственных интонаций автор часто выражает через изменение локусов, перемену лирической героиней своего места пребывания. В даннойстатье мы рассмотрим большей частью образы города и деревни, они, часто воспроизводимые А. Елфимовой в текстах, выявляют не только чувства лирической героини, но и позволяют раскрыть некоторые черты её характера. Исследование топического материала в стихотворениях выбранного нами поэта не лишено актуальности, оно позволит выявить не только многие грани творчества автора, творческую эволюцию автора, модификацию её литературного почерка, но и раскрыть некоторые тенденции развития современной коми литературы, в частности коми поэзии.
Цель данной работы – изучение пространственных характеристик стихотворений А. Елфимовой, которое позволить раскрыть специфику её художественного мира. Материалы исследования: материалом исследования являются сборники стихотворений А. Елфимовой.
Результаты исследования и научная новизна: анализ пространственных характеристик поэзии А. Елфимовой выявляет частое обращение автора к образам города и деревни. Её стихотворения раскрывают различное отношение к этим пространствам. Деревня в произведениях автора выступает местомуспокоения и умиротворения, город – местом, где сердце лирической героини А. Ефимовой обуреваемобеспокойством, нарастающим пессимизмом. В целом тексты поэтессы модифицируют имеющую мифологические корни оппозицию «своё / чужое», развивая её в направлении в соотнесённости данных топосов с определёнными людьми: деревня – с мамой, город – с любимым человеком, который отверг любовь лирической героини. Реализация топосов в художественной системе А. Елфимовой выявляет маргинальный характер её лирической героини, пребывающей в постоянном движении между городом и деревней, между чувствами нарастающего беспокойства и успокоения. В более поздних стихотворениях автора можно пронаблюдать движение уже между сном и явью, что также позволяет говорить о маргинальности
лирической героини автора, находящейся на границе реального и ирреального. Герой-маргинал – устойчивый признак литературы порубежного времени, возникновению которого способствует кризисное состояние переходного мира. Поэзия А. Елфимовой, порождённая эпохой рубежа ХХ – ХХI вв., раскрывает мироощущение современника, его смятенность и потерянность.
Ключевые слова: коми поэзия, Анжелика Елфимова, художественное пространство, образ города, образ деревни, лирическая героиня, маргинал.
Благодарности: публикация подготовлена в рамках Комплексной программы УрО РАН № 18-6-6-25 «Духовная культура и традиционные представления народов Европейского севера России (по данным языка, фольклора и литературы)».
Для цитирования: Горинова Н. В. Топосы город / деревня в поэтической системе А. Елфимовой: неко-
торые аспекты реализации художественного пространства в современной коми лирике // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 3. С. 426–437.