Традиционное искусство обских угров как средство коммуникации с миром духов
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
ведущий научный сотрудник, БУ ХМАО – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира 14 А), кандидат исторических наук[email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: обращаясь к проблеме народного искусства как средству коммуникации с миром духов на примере традиций обских угров, автор рассматривает его как многогранную систему иррационального познания окружающей действительности.
Цель: раскрыть глубинную взаимосвязь народного творчества с мифологическими представлениями о духах, влияющими на организацию жизненного пространства людей.
Материалы исследования: автором обобщены, систематизированы и комплексно представлены опубликованные сведения по данному вопросу, а также собственный полевой материал. Наиболее ранние из приведенных в статье данные содержатся в публикациях финских учёных А. Каннисто и К.Ф. Карья-лайнена. О сакральности музыкальных и песенных традиций обских угров, включая также другие звуковые сопровождения обрядов, писали Е.А. Алексеенко, В.М. Кулемзин, М.А. Лапина, Г.Е. Солдатова, В.И. Сподина, Е. Шмидт. Сведения по семантике хантыйских священных орнаментов почерпнуты из работ Т.А. Молдановой. Все виды народного творчества хантов и манси сконцентрированы в обрядовом комплексе медвежьи игрища, исследованию которых посвящены труды В.Н. Чернецова, Е. Шмидт, О.В. Мазур, Т.А. Молданова, С.А. Поповой. Полевые материалы автора записаны в 1995 г. в п. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского округа и 2007 г. в г. Ханты-Мансийске. Результаты и научная новизна: традиционное искусство как коммуникативное средство в окружающем человека ирреальном пространстве является достаточно перспективной проблемой для изучения ритуально-обрядовой сферы традиционной культуры обских угров. Автором рассмотрен вопрос взаимосвязи традиций «считывания» внешнего звукового природного фона и отвечающего им способов звукового сопровождения обрядов для установления контактов с миром духов, а также впервые показана взаимосвязь символики движений в обрядовой практике и народной хореографии хантов и манси. Представлена
особая сакральная семиотическая система, функционирующая в ритуальной сфере, включающая в себя определенный набор звуков, мелодий, песен, пластики движений, изобразительных символов; наиболее ярко проявляющаяся в медвежьих игрищах.
Ключевые слова: обские угры, традиционное искусство, мифология, фольклор, представления о душе, духи-покровители, орнамент, музыка, народная хореография. Благодарности: автор выражает благодарность своим информантам, рецензентам.
Для цитирования: Волдина Т.В. Традиционное искусство обских угров как средство коммуникации с миром духов // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 99–111.
АННОТАЦИЯ
Введение: обращаясь к проблеме народного искусства как средству коммуникации с миром духов на примере традиций обских угров, автор рассматривает его как многогранную систему иррационального познания окружающей действительности.
Цель: раскрыть глубинную взаимосвязь народного творчества с мифологическими представлениями о духах, влияющими на организацию жизненного пространства людей.
Материалы исследования: автором обобщены, систематизированы и комплексно представлены опубликованные сведения по данному вопросу, а также собственный полевой материал. Наиболее ранние из приведенных в статье данные содержатся в публикациях финских учёных А. Каннисто и К.Ф. Карья-лайнена. О сакральности музыкальных и песенных традиций обских угров, включая также другие звуковые сопровождения обрядов, писали Е.А. Алексеенко, В.М. Кулемзин, М.А. Лапина, Г.Е. Солдатова, В.И. Сподина, Е. Шмидт. Сведения по семантике хантыйских священных орнаментов почерпнуты из работ Т.А. Молдановой. Все виды народного творчества хантов и манси сконцентрированы в обрядовом комплексе медвежьи игрища, исследованию которых посвящены труды В.Н. Чернецова, Е. Шмидт, О.В. Мазур, Т.А. Молданова, С.А. Поповой. Полевые материалы автора записаны в 1995 г. в п. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского округа и 2007 г. в г. Ханты-Мансийске. Результаты и научная новизна: традиционное искусство как коммуникативное средство в окружающем человека ирреальном пространстве является достаточно перспективной проблемой для изучения ритуально-обрядовой сферы традиционной культуры обских угров. Автором рассмотрен вопрос взаимосвязи традиций «считывания» внешнего звукового природного фона и отвечающего им способов звукового сопровождения обрядов для установления контактов с миром духов, а также впервые показана взаимосвязь символики движений в обрядовой практике и народной хореографии хантов и манси. Представлена
особая сакральная семиотическая система, функционирующая в ритуальной сфере, включающая в себя определенный набор звуков, мелодий, песен, пластики движений, изобразительных символов; наиболее ярко проявляющаяся в медвежьих игрищах.
Ключевые слова: обские угры, традиционное искусство, мифология, фольклор, представления о душе, духи-покровители, орнамент, музыка, народная хореография. Благодарности: автор выражает благодарность своим информантам, рецензентам.
Для цитирования: Волдина Т.В. Традиционное искусство обских угров как средство коммуникации с миром духов // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 99–111.