Удмуртские инструментальные наигрыши на орнитоморфную тему
Кандидат филологических наук, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, Ижевск, Россия orimush@mail.ru
Аннотация.Образы птиц с древних времен занимают важное место в религиозно-мифологической картине мира удмуртов, о чем свидетельствуют многочисленные этнографические, лингвистические и филологические данные. Однако «птичья» тематика не получила должного освещения в трудах Аннотация: по удмуртской традиционной инструментальной культуре, за исключением небольшого количества последних статей удмуртских этномузыковедов. Данная статья посвящена выявлению звуковой картины голосов птиц в удмуртских инструментальных наигрышах. В процессе анализа были выделены три вида программных наигрышей на орнитоморфную тему. Ярче всего звукоизобразительность проявляется в наигрышах на аэрофонах (рябчиковый манок «сяла пеллян / сяла чипсон», натуральная продольная труба «чипчирган», коровий рог «скал сюр»), связанных с трудом охотника и пастуха, и во время календарных праздников (глиняная свистулька «сюй шулан»). В результате исследования музыкальных образцов нами выявлена связь с двумя конкретными видами птиц – рябчика и лебедя, образы которых занимают важное место в удмуртской мифологии. Другие примеры создают типизированный музыкальный символ птицы, что может свидетельствовать о более архаичном способе освоения и отражения окружающего мира. «Птичья» тематика инструментальных наигрышей не имеет ярко выраженной природы. Она проявляется в ходе анализа мелодико-ритмических, тембро-динамических компонентов структуры, исполнительских приемов.
Ключевые слова: удмуртский фольклор, аэрофоны, инструментальные наигрыши, орнитоморфные образы, мифологические представления, звукоподражение, исполнительские приемы, композиция.