Учащийся глазами учителя на страничках документов Ханты-Мансийского национального педагогического училища (вторая половина 40-х гг. ХХ века)
БУ ХМАО - Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: антропологический поворот в исторических исследованиях сделал актуальной тематику, связанную, в частности, с изучением особенностей социализации поколений. Особое внимание в этой связи привлекает поколение «детей войны», на Крайнем Севере выдвинувшее из своей среды первую по-настоящему значительную группу национальной интеллигенции.
Цель статьи заключается в том, чтобы показать социализацию югорской молодёжи второй половины 40-х гг., избравшей в качестве пути вторичной социализации педагогическую стезю, во-первых, как отношение, а именно: глазами преподавателей педучилища и, во-вторых, как элемент педагогического дискурса.
Материалами исследования послужили нормативные документы, регламентировавшие поведение учащихся средних специальных учебных заведений, делопроизводственные материалы Ханты-Мансийского педучилища. При их изучении наряду с общенаучными и методами исторического исследования, в работе использован анализ текста, прежде всего лексики и стилистики, позволивший реконструировать черты двух образов учащегося: «долженствующего» и «реального».
Результаты и научная новизна: если для руководителей советского образования, образцом учащегося среднего специального учебного заведения выступал не просто хороший учащийся и общественник, но и по-городскому, по-русски «культурный» молодой человек, умеющий «прилично» вести себя в «обществе», то представители педколлектива Ханты-Мансийского училища, по-видимому, были вполне удовлетворены и успевающими, не имеющими дисциплинарных взысканий и общественно-активными учащимися. Базовой причиной «снижения планки» были особенности вторичной социализации национальной части учащихся, испытывавших трудности в связи с переходом фактически в иную культуру. Сказалась и крайне низкая успеваемость, прежде всего 1944-1945 гг., склонявшая преподавателей удовлетворяться положительными оценками и минимальной общественной активностью своих подопечных. Названные причины учебных проблем в национальных педучилищах СССР до сих пор не освещались в литературе.
Ключевые слова: вторичная социализация, «сельская/этническая» и «городская/русская» модели образования и воспитания, правила поведения учащихся как инструкция и ценностный атрибут учащегося, педагогический дискурс.
Благодарности. Автор выражает искреннюю признательность информантам, выпускницам Ханты-Мансийского педучилища начала 50-х гг. - Марии Кузьминичне Волдиной и Татьяне Никифоровне Непкиной, научному сотруднику Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Татьяне Владимировне Волдиной за ценные консультации, а также работнику Государственной библиотеки Югры Анне Владимировне Беккер за помощь в получении необходимой литературы.
Для цитирования: Киселев А. Г. Учащийся глазами учителя на страничках документов Ханты-Мансийского национального педагогического училища (вторая половина 40-х гг. XX века) // Вестник угроведения. 2018. Т 8. № 4. С. 768-779.