Философское «прочтение» оппозиции «Я – Другой» в традиционной культуре обских угров (гендерный аспект)
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье исследуется оппозиция «Я – Другой» на материалах обско-угорского фольклора и данных этнографии. Системному анализу подвергнуты такие типы оппозиции, как мифологический (возникновение человека, появление полового диморфизма как становление бинарной оппозиций мужское/ женское), религиозный (тотемические верования, профанное/сакральное), семейно-общественный (обычай избегания) и философский (осознание «Я», отличного от «Другого» в модусе времени). Идея статьи заключается в том, чтобы раскрыть суть противопоставлений мировоззренческих позиций и возможности их сближения (соединения, взаимопроникновения).
Цель: выявить особенность проявления оппозиции «Я – Другой» в традиционной культуре хантов и манси как «женское/мужское» с позиций философской антропологии и феноменологии.
Материалы исследования: опубликованные фольклорные тексты, данные лингвистики и этнографии обских угров, а также полевые материалы автора.
Результаты и научная новизна. В статье проанализированы типы оппозиции «Я – Другой». Научная новизна исследования заключается в том, что выделенные В. Г. Фельде типы оппозиции «свой – чужой» (мифологический, религиозный, философский) экстраполированы на оппозицию «Я – Другой» в традиционной культуре обских угров, что позволило дополнить данный перечень семейно-общественным типом оппозиции, дать им характеристики и сформулировать модели снятия противоречий в соответствии с традиционным мировоззрением. Доказано, что оппозиция «Я – Другой» во многом определяется культурно-исторической реальностью. Основные тезисы статьи способствуют организации диалога специалистов в области филологических, исторических, философских и других наук по вопросам изменения оппозиции «Я – Другой» в культуре. Работа содержит материалы и выводы, которые могут быть реализованы в преподавании курсов антропологии, культурологии, философии, а также составить основу специализированного курса, посвящённого проблеме развития оппозиции «Я – Другой».
Ключевые слова: обские угры, ханты, манси, фольклор, «Я – Другой», типы оппозиции, традиционная культура, традиционное мировоззрение.
Благодарности: автор выражает признательность информантам, а также анонимным рецензентам своей работы.
Для цитирования: Панченко Л. Н. Философское «прочтение» оппозиции «Я – Другой» в традиционной культуре обских угров (гендерный аспект) // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 3. С. 545–556.
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье исследуется оппозиция «Я – Другой» на материалах обско-угорского фольклора и данных этнографии. Системному анализу подвергнуты такие типы оппозиции, как мифологический (возникновение человека, появление полового диморфизма как становление бинарной оппозиций мужское/ женское), религиозный (тотемические верования, профанное/сакральное), семейно-общественный (обычай избегания) и философский (осознание «Я», отличного от «Другого» в модусе времени). Идея статьи заключается в том, чтобы раскрыть суть противопоставлений мировоззренческих позиций и возможности их сближения (соединения, взаимопроникновения).
Цель: выявить особенность проявления оппозиции «Я – Другой» в традиционной культуре хантов и манси как «женское/мужское» с позиций философской антропологии и феноменологии.
Материалы исследования: опубликованные фольклорные тексты, данные лингвистики и этнографии обских угров, а также полевые материалы автора.
Результаты и научная новизна. В статье проанализированы типы оппозиции «Я – Другой». Научная новизна исследования заключается в том, что выделенные В. Г. Фельде типы оппозиции «свой – чужой» (мифологический, религиозный, философский) экстраполированы на оппозицию «Я – Другой» в традиционной культуре обских угров, что позволило дополнить данный перечень семейно-общественным типом оппозиции, дать им характеристики и сформулировать модели снятия противоречий в соответствии с традиционным мировоззрением. Доказано, что оппозиция «Я – Другой» во многом определяется культурно-исторической реальностью. Основные тезисы статьи способствуют организации диалога специалистов в области филологических, исторических, философских и других наук по вопросам изменения оппозиции «Я – Другой» в культуре. Работа содержит материалы и выводы, которые могут быть реализованы в преподавании курсов антропологии, культурологии, философии, а также составить основу специализированного курса, посвящённого проблеме развития оппозиции «Я – Другой».
Ключевые слова: обские угры, ханты, манси, фольклор, «Я – Другой», типы оппозиции, традиционная культура, традиционное мировоззрение.
Благодарности: автор выражает признательность информантам, а также анонимным рецензентам своей работы.
Для цитирования: Панченко Л. Н. Философское «прочтение» оппозиции «Я – Другой» в традиционной культуре обских угров (гендерный аспект) // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 3. С. 545–556.