Хрестоматия по истории российского казачества для средней школы: методологические основания и принципы составления
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История науки
Информация об авторе:
Ершов М. Ф, заведующий отделом истории, археологии и этнологии, Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 14А), кандидат исторических наук[email protected].
Киселёв А. Г, главный научный сотрудник отдела археологии и этнологии, Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 14А), доктор исторических наук[email protected].
АННОТАЦИЯ
Введение: современные образовательные стандарты нацеливают школу на так называемый деятельностный подход к образованию, требующий соответствующего учебно-методического обеспечения. Особенно актуально эта задача стоит перед вновь вводимыми в образовательные программы дисциплинами, в том числе перед специальным курсом по истории российского казачества для кадетских классов с казачьим компонентом в образовательной программе.
Цель: цель статьи заключается в определении основных принципов создания такого типа учебного пособия, как хрестоматия, призванного дать материалы для организации самостоятельной учебной работы учащихся. Обзор литературы методического и исторического характера предопределил обращение к новому научному направлению – методике истории (А.В. Петров), как синтезу достижений исторической науки и прежних методических наработок в преподавании истории. Авторы пришли к выводу о необходимости использования в методологии не только положений дидактики, но и данных исторической науки для определения содержания хрестоматии и методов её освоения.
Материалы и методы: материалами для статьи послужила методическая и историческая литература, отобранная авторами. В качестве универсального подхода к её анализу и обобщению использованы принципы социальной, культурной, ментальной, интеллектуальной истории, позволяющие увидеть «человеческое лицо» истории, достичь не только образовательных результатов, но и воспитательного эффекта.
Результаты и научная новизна: результаты исследования условно делятся на три группы: это оценка состояния и перспектив эволюции российского казачества, ситуационные моменты преподавания истории в современной школе, и, наконец, принципы составления сборников учебных материалов (хрестоматий) по истории казачества. В сферу обсуждения включены проблемы соотношения формы и содержания работы учителя, тьютерства, роли личности учителя в образовательном процессе, и так называемой «методики истории». В качестве значимых моментов предложены подходы, которые использованы авторами статьи при подготовке авторской версии «Хрестоматии по истории российского казачества».
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, гуманитарное знание и информация, история российского казачества, роль учителя в учебном процессе, хрестоматия по истории казачества.
Благодарности: авторы статьи благодарят за проявленный интерес и дельные советы: Г.С. Зайцева – Советника Верховного атамана Союза казаков России, заместителя атамана Сибирского казачьего войска, полковника Союза казаков России, Почётного атамана казаков ЯНАО, кандидата исторических наук;
Г.В. Клушина – атамана Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества; А.А. Станкина – подъесаула, начальника штаба, первого заместителя атамана казачьего общества «Станица Югорская», кандидата экономических наук; Д.В. Филипчука – ведущего специалиста Окружного Дома народного творчества ХМАО – Югры; А.М. Лосунова – омского историка и краеведа.
Для цитирования: Ершов М.Ф., Киселев А.Г. Хрестоматия по истории российского казачества для средней школы: методологические основания и принципы составления // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 173–185.
Киселёв А. Г, главный научный сотрудник отдела археологии и этнологии, Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 14А), доктор исторических наук[email protected].
АННОТАЦИЯ
Введение: современные образовательные стандарты нацеливают школу на так называемый деятельностный подход к образованию, требующий соответствующего учебно-методического обеспечения. Особенно актуально эта задача стоит перед вновь вводимыми в образовательные программы дисциплинами, в том числе перед специальным курсом по истории российского казачества для кадетских классов с казачьим компонентом в образовательной программе.
Цель: цель статьи заключается в определении основных принципов создания такого типа учебного пособия, как хрестоматия, призванного дать материалы для организации самостоятельной учебной работы учащихся. Обзор литературы методического и исторического характера предопределил обращение к новому научному направлению – методике истории (А.В. Петров), как синтезу достижений исторической науки и прежних методических наработок в преподавании истории. Авторы пришли к выводу о необходимости использования в методологии не только положений дидактики, но и данных исторической науки для определения содержания хрестоматии и методов её освоения.
Материалы и методы: материалами для статьи послужила методическая и историческая литература, отобранная авторами. В качестве универсального подхода к её анализу и обобщению использованы принципы социальной, культурной, ментальной, интеллектуальной истории, позволяющие увидеть «человеческое лицо» истории, достичь не только образовательных результатов, но и воспитательного эффекта.
Результаты и научная новизна: результаты исследования условно делятся на три группы: это оценка состояния и перспектив эволюции российского казачества, ситуационные моменты преподавания истории в современной школе, и, наконец, принципы составления сборников учебных материалов (хрестоматий) по истории казачества. В сферу обсуждения включены проблемы соотношения формы и содержания работы учителя, тьютерства, роли личности учителя в образовательном процессе, и так называемой «методики истории». В качестве значимых моментов предложены подходы, которые использованы авторами статьи при подготовке авторской версии «Хрестоматии по истории российского казачества».
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, гуманитарное знание и информация, история российского казачества, роль учителя в учебном процессе, хрестоматия по истории казачества.
Благодарности: авторы статьи благодарят за проявленный интерес и дельные советы: Г.С. Зайцева – Советника Верховного атамана Союза казаков России, заместителя атамана Сибирского казачьего войска, полковника Союза казаков России, Почётного атамана казаков ЯНАО, кандидата исторических наук;
Г.В. Клушина – атамана Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества; А.А. Станкина – подъесаула, начальника штаба, первого заместителя атамана казачьего общества «Станица Югорская», кандидата экономических наук; Д.В. Филипчука – ведущего специалиста Окружного Дома народного творчества ХМАО – Югры; А.М. Лосунова – омского историка и краеведа.
Для цитирования: Ершов М.Ф., Киселев А.Г. Хрестоматия по истории российского казачества для средней школы: методологические основания и принципы составления // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 173–185.