Художественное своеобразие новеллы Минны Кант «Торговец Роллер»
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский государственный лингвистический университет, г. Москва, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье исследуется художественное своеобразие новеллы «Торговец Роллер» финской писательницы конца XIX века Минны Кант. Новелла является первым опытом психологической прозы в финской литературе, поэтому предметом пристального внимания данного исследования стали выразительные средства и стилистические приёмы, используемые писателем для описания человека в состоянии отчаяния. Представленная картина внутреннего состояния Роллера позволяет ощутить драматизм положения. Однако в новелле чувствуется некоторая
схематичность и шаблонность в изображении персонажа, которая выражается в однонаправленном, упрощающем восприятие выборе лексических средств.
Цель: выявить художественное своеобразие новеллы и установить черты, позволяющие литературным критикам отнести новеллу М. Кант к начальному этапу формирования финской психологической прозы как жанра.
Материал исследования: новелла М. Кант «Торговец Роллер».
Результаты и научная новизна. Научная новизна исследования заключается в подходе к анализу творчества Кант с позиций жанра психологической прозы. По установившейся ранее традиции, произведения писательницы рассматривались литературными критиками только в ракурсе критического реализма. После публикации данной новеллы интерес к психологической прозе возрос среди финских писателей. В последующих произведениях М. Кант, а также ее собратьев по перу (например, Т. Паккала, А. Ярнефельт, И. Кианто) большое внимание стало уделяться
духовному миру персонажей. На наш взгляд, зрелое творчество М. Кант отличается стремлением разобраться во внутреннем состоянии человека, в причинах его душевных мук и тревог. Новелла «Торговец Роллер» представляет собой попытку изучить человека, оказавшегося в сложной психологической ситуации. Достигнув материального благополучия, Роллер чувствует внутреннюю опустошённость. Деньги не приносят герою морального удовлетворения. В этом проявляется одна из отрицательных сторон буржуазного общества. Писательница создаёт широкую систему художественных деталей, которая изучается нами в двух обобщённых группах: предметно-изобразительной (пейзаж, интерьер, предмет) и интеллектуально-психологической (психологические, словесные портреты). Анализ внутренней речи персонажа позволяет понять его внутренний мир. В описании индивидуальной психологии личности торговца Роллера присутствует упрощенческий подход. Впрочем опыт психологического описания персонажа в новелле «Торговец Роллер» послужил началом нового периода в истории развития финского реализма.
Ключевые слова: финская литература, М. Кант, психологическая проза, художественная деталь, выразительные средства.
Для цитирования: Братчикова Н. С. Художественное своеобразие новеллы Минны Кант «Торговец Роллер» // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 2. С. 216–223.
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье исследуется художественное своеобразие новеллы «Торговец Роллер» финской писательницы конца XIX века Минны Кант. Новелла является первым опытом психологической прозы в финской литературе, поэтому предметом пристального внимания данного исследования стали выразительные средства и стилистические приёмы, используемые писателем для описания человека в состоянии отчаяния. Представленная картина внутреннего состояния Роллера позволяет ощутить драматизм положения. Однако в новелле чувствуется некоторая
схематичность и шаблонность в изображении персонажа, которая выражается в однонаправленном, упрощающем восприятие выборе лексических средств.
Цель: выявить художественное своеобразие новеллы и установить черты, позволяющие литературным критикам отнести новеллу М. Кант к начальному этапу формирования финской психологической прозы как жанра.
Материал исследования: новелла М. Кант «Торговец Роллер».
Результаты и научная новизна. Научная новизна исследования заключается в подходе к анализу творчества Кант с позиций жанра психологической прозы. По установившейся ранее традиции, произведения писательницы рассматривались литературными критиками только в ракурсе критического реализма. После публикации данной новеллы интерес к психологической прозе возрос среди финских писателей. В последующих произведениях М. Кант, а также ее собратьев по перу (например, Т. Паккала, А. Ярнефельт, И. Кианто) большое внимание стало уделяться
духовному миру персонажей. На наш взгляд, зрелое творчество М. Кант отличается стремлением разобраться во внутреннем состоянии человека, в причинах его душевных мук и тревог. Новелла «Торговец Роллер» представляет собой попытку изучить человека, оказавшегося в сложной психологической ситуации. Достигнув материального благополучия, Роллер чувствует внутреннюю опустошённость. Деньги не приносят герою морального удовлетворения. В этом проявляется одна из отрицательных сторон буржуазного общества. Писательница создаёт широкую систему художественных деталей, которая изучается нами в двух обобщённых группах: предметно-изобразительной (пейзаж, интерьер, предмет) и интеллектуально-психологической (психологические, словесные портреты). Анализ внутренней речи персонажа позволяет понять его внутренний мир. В описании индивидуальной психологии личности торговца Роллера присутствует упрощенческий подход. Впрочем опыт психологического описания персонажа в новелле «Торговец Роллер» послужил началом нового периода в истории развития финского реализма.
Ключевые слова: финская литература, М. Кант, психологическая проза, художественная деталь, выразительные средства.
Для цитирования: Братчикова Н. С. Художественное своеобразие новеллы Минны Кант «Торговец Роллер» // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 2. С. 216–223.