Художественный текст как знаковая структура
БУ ХМАО - Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: статья посвящена актуальной в условиях современного литературоведения проблеме понимания художественного текста как знаковой структуры.
Цель: автор ставит целью раскрыть некоторые аспекты одной из актуальных и важных проблем литературоведения - семиотической методологии, применение которой открывает новые возможности в исследовании текстов.
Материалы исследования: в основу исследования положены современные теоретические представления о тексте как сложной семиотической системе, которая является основной формой коммуникации.
Результаты и научная новизна: результатом статьи является раскрытие одной из важнейших функций семиотики, в первую очередь, того, что семиотическая идея структурности любого явления лежит в основе знакового толкования текста. О важности семиотического подхода к тексту и изучения искусства как знаковой системы, ещё в конце 60-х годов прошлого века писал Ю. М. Лотман. Научная новизна статьи заключается в раскрытии своеобразия понимания и анализа художественного текста в качестве знаковой структуры. Один из аспектов научной новизны связан с включением материалов обско-угорской литературы для теоретического обоснования сущности и бытования категории знак в художественном тексте. Статья представляет собой попытку наметить некоторые наиболее интересные и продуктивные пути семиотического анализа произведений обско-угорской литературы как включения её в общий процесс литературного развития на рубеже ХХ - XXI века.
Ключевые слова: текст, знаковая система, семиотика, толкование, структурность, знак, многоаспектность, полифункциональность, коммуникативность.
Для цитирования: Семёнов А. Н. Художественный текст как знаковая структура // Вестник угроведения. 2018. Т 8. № 4. С. 672-682.