Мотив пробуждения как первичное событие в автобиографической прозе Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Московский государственный педагогический университет Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Соотношение лирического, повествовательного и драматургического начал обладает особой актуальностью в теории жанра автобиографической прозы. Первичное событие становится тем эмоционально насыщенным, ценностным моментом памяти, которое и определяет развитие сюжетной интриги. Так мотив пробуждения в повести «Детство» Л. Н. Толстого и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова является первичным событием и становится пробуждением-рождением героя, его самосознания. Возвышенное и прозаическое, бытийное и бытовое, сакральное и профанное, взрослое и детское («день рождения», «чудесные подарки», «образок ангела» и «убитая муха») инициируют сюжетное развитие и открывают «диалектику чувств» толстовского героя и лирико-ностальгическую тональность взрослого автора-повествователя. У Аксакова дважды проигранный фабульный эпизод отражает буквальное и метафорическое пробуждение героя, позволяя почувствовать и радость открытия жизни ребенком, и полноту человеческого, природного и Божественного в аксаковском стиле.
Ключевые слова: автобиографическая проза, лирическое, повествовательное, мотив пробуждения, первичное событие, портрет, мифопоэтическое.
Аннотация. Соотношение лирического, повествовательного и драматургического начал обладает особой актуальностью в теории жанра автобиографической прозы. Первичное событие становится тем эмоционально насыщенным, ценностным моментом памяти, которое и определяет развитие сюжетной интриги. Так мотив пробуждения в повести «Детство» Л. Н. Толстого и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова является первичным событием и становится пробуждением-рождением героя, его самосознания. Возвышенное и прозаическое, бытийное и бытовое, сакральное и профанное, взрослое и детское («день рождения», «чудесные подарки», «образок ангела» и «убитая муха») инициируют сюжетное развитие и открывают «диалектику чувств» толстовского героя и лирико-ностальгическую тональность взрослого автора-повествователя. У Аксакова дважды проигранный фабульный эпизод отражает буквальное и метафорическое пробуждение героя, позволяя почувствовать и радость открытия жизни ребенком, и полноту человеческого, природного и Божественного в аксаковском стиле.
Ключевые слова: автобиографическая проза, лирическое, повествовательное, мотив пробуждения, первичное событие, портрет, мифопоэтическое.