Художественное своеобразие лирических циклов путешествий в поэзии Виктора Гадаева
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
С. П. Гудкова Национальный Исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
В. А. Самойленко Национальный Исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена изучению художественного своеобразия лирических циклов путешествий в творчестве В. Гадаева. Анализируемая научная проблема вписывается в комплекс исследований отечественного литературоведения, касающихся вопросов жанрового синтеза. Предметом анализа стали проблемно-тематические и композиционные особенности лирических циклов путешествий В. Гадаева.
Цель: выявить жанровое своеобразие лирических циклов путешествий в творчестве современного поэта Мордовии В. Гадаева.
Материалы исследования: циклы путешествий В. Гадаева «Крымский рай», «Чёрное море», «Холмы и замки», «В Польше».
Результаты и научная новизна. Сегодня в русскоязычной поэзии Мордовии лирический цикл путешествий становится одной из значимых форм, отражающих основные тенденции современного поэтического процесса. В творчестве мордовского поэта В. Гадаева сложная композиционная структура циклов путешествий, маркированная наличием реального географического маршрута, образом путешественника, осмысливающего культурную и историческую атмосферу посещаемой страны/города, отражает систему авторского мировидения. Сюжетообразующим началом его произведений становится оппозиция «родное – чужое», где образ мордовского края оказывается смысловым художественным центром. Продолжая традиции русской классической поэзии, В. Гадаев создаёт лирические циклы путешествий о Крыме, в которых не только мифологизируется его культурно-историческое и географическое пространство, но и переосмысливается Киммерийский миф, где образ малой родины, Мордовии, проецируется на волошинский образ Коктебеля. Отличительной особенностью циклов путешествий, созданных под впечатлением от поездок по странам Европы, является осмысление не конкретных достопримечательностей той или иной страны, а её исторического прошлого; мотив воспоминания, ретроспекция не позволяют герою-путешественнику полностью насладиться современным культурно-историческим обликом страны. В цикле, посвящённому Востоку, утрачивается доминирующая роль маршрута путешествия: «восточная» доминанта становится средством поиска как духовного пути лирического героя, так и проекцией на понимание роли человека-труженика в истории своей страны.
Ключевые слова: В. Гадаев, поэзия Мордовии, жанровый синтез, лирический цикл путешествий, травелог, образ путешественника, лирический мотив
Для цитирования: Гудкова С. П., Самойленко В. А. Художественное своеобразие лирических циклов путешествий в поэзии Виктора Гадаева // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. №. 1. С. 27–36.
В. А. Самойленко Национальный Исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена изучению художественного своеобразия лирических циклов путешествий в творчестве В. Гадаева. Анализируемая научная проблема вписывается в комплекс исследований отечественного литературоведения, касающихся вопросов жанрового синтеза. Предметом анализа стали проблемно-тематические и композиционные особенности лирических циклов путешествий В. Гадаева.
Цель: выявить жанровое своеобразие лирических циклов путешествий в творчестве современного поэта Мордовии В. Гадаева.
Материалы исследования: циклы путешествий В. Гадаева «Крымский рай», «Чёрное море», «Холмы и замки», «В Польше».
Результаты и научная новизна. Сегодня в русскоязычной поэзии Мордовии лирический цикл путешествий становится одной из значимых форм, отражающих основные тенденции современного поэтического процесса. В творчестве мордовского поэта В. Гадаева сложная композиционная структура циклов путешествий, маркированная наличием реального географического маршрута, образом путешественника, осмысливающего культурную и историческую атмосферу посещаемой страны/города, отражает систему авторского мировидения. Сюжетообразующим началом его произведений становится оппозиция «родное – чужое», где образ мордовского края оказывается смысловым художественным центром. Продолжая традиции русской классической поэзии, В. Гадаев создаёт лирические циклы путешествий о Крыме, в которых не только мифологизируется его культурно-историческое и географическое пространство, но и переосмысливается Киммерийский миф, где образ малой родины, Мордовии, проецируется на волошинский образ Коктебеля. Отличительной особенностью циклов путешествий, созданных под впечатлением от поездок по странам Европы, является осмысление не конкретных достопримечательностей той или иной страны, а её исторического прошлого; мотив воспоминания, ретроспекция не позволяют герою-путешественнику полностью насладиться современным культурно-историческим обликом страны. В цикле, посвящённому Востоку, утрачивается доминирующая роль маршрута путешествия: «восточная» доминанта становится средством поиска как духовного пути лирического героя, так и проекцией на понимание роли человека-труженика в истории своей страны.
Ключевые слова: В. Гадаев, поэзия Мордовии, жанровый синтез, лирический цикл путешествий, травелог, образ путешественника, лирический мотив
Для цитирования: Гудкова С. П., Самойленко В. А. Художественное своеобразие лирических циклов путешествий в поэзии Виктора Гадаева // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. №. 1. С. 27–36.