Глаголы интеллектуальной деятельности в обско-угорских языках
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Г. Р. Кондина Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
В. Н. Соловар Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена исследованию глаголов интеллектуальной деятельности в западных (казымский, шурышкарский) и восточных (сургутский) диалектах хантыйского языка и их сопоставлению с сосьвинским диалектом мансийского языка. Описываются лексические и семантические параллели, оппозиции и семантические сдвиги в их значениях. Также делается попытка определить соотношение межъязыковых эквивалентов, объединяющих оба языка и диалекты. Данной группе глаголов присущи следующие особенности: небольшое количество обско-угорских эквивалентов и превышающее количество специфических значений, развившихся у мансийских и хантыйских лексем. Актуальность темы определяется неразработанностью лексикологии хантыйского и мансийского языков, отсутствием исследований, посвящённых анализу и семантической классификации глагольных лексико-семантических групп, прежде всего в сопоставительном плане.
Цель: выявить внутреннюю организацию лексико-семантических групп глаголов интеллектуальной деятельности в обско-угорских языках и охарактеризовать смысловые отношения между их членами.
Материалы исследования: глаголы интеллектуальной деятельности мансийского и хантыйского языка (казымский, шурышкарский, cургутский диалекты), полученные авторами от информантов и извлечённые из словарей хантыйского и мансийского языков и текстов. При необходимости приводятся примеры из ваховского диалекта.
Результаты и научная новизна. Впервые описана лексико-семантическая группа глаголов интеллектуальной деятельности обско-угорских языков: выявлены дифференциальные признаки семантики изучаемых глаголов, определены взаимоотношения этих глаголов и особенности их сочетаемости, первичные и производные ЛСВ значений этих глаголов, выявлены их аспектуальные варианты. Описаны основные глаголы группы и указаны их признаки; определено семантическое строение многозначных глаголов. Сравнение семантических структур близких по зна-
чению слов обско-угорских языков позволяет cделать вывод, что основные выделенные значения глагола «думать» совпадают по диалектам хантыйского языка и с мансийским языком. Значения же хантыйского глагола артаԓәты имеют по диалектам как совпадающие значения, так и специфические. Несколько значений этого глагола имеют эквиваленты в мансийском языке, а также свои особые синонимы и специфические значения.
Ключевые слова: глагол, интеллектуальная деятельность, лексико-семантическая группа, семантика, обско-угорские языки.
Благодарность: авторы выражают благодарность всем своим информантам, владеющим мансийским и хантыйским языками.
Для цитирования: Кондина Г. Р., Соловар В. Н. Глаголы интеллектуальной деятельности в обско-угорских языках // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 245–254.
В. Н. Соловар Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена исследованию глаголов интеллектуальной деятельности в западных (казымский, шурышкарский) и восточных (сургутский) диалектах хантыйского языка и их сопоставлению с сосьвинским диалектом мансийского языка. Описываются лексические и семантические параллели, оппозиции и семантические сдвиги в их значениях. Также делается попытка определить соотношение межъязыковых эквивалентов, объединяющих оба языка и диалекты. Данной группе глаголов присущи следующие особенности: небольшое количество обско-угорских эквивалентов и превышающее количество специфических значений, развившихся у мансийских и хантыйских лексем. Актуальность темы определяется неразработанностью лексикологии хантыйского и мансийского языков, отсутствием исследований, посвящённых анализу и семантической классификации глагольных лексико-семантических групп, прежде всего в сопоставительном плане.
Цель: выявить внутреннюю организацию лексико-семантических групп глаголов интеллектуальной деятельности в обско-угорских языках и охарактеризовать смысловые отношения между их членами.
Материалы исследования: глаголы интеллектуальной деятельности мансийского и хантыйского языка (казымский, шурышкарский, cургутский диалекты), полученные авторами от информантов и извлечённые из словарей хантыйского и мансийского языков и текстов. При необходимости приводятся примеры из ваховского диалекта.
Результаты и научная новизна. Впервые описана лексико-семантическая группа глаголов интеллектуальной деятельности обско-угорских языков: выявлены дифференциальные признаки семантики изучаемых глаголов, определены взаимоотношения этих глаголов и особенности их сочетаемости, первичные и производные ЛСВ значений этих глаголов, выявлены их аспектуальные варианты. Описаны основные глаголы группы и указаны их признаки; определено семантическое строение многозначных глаголов. Сравнение семантических структур близких по зна-
чению слов обско-угорских языков позволяет cделать вывод, что основные выделенные значения глагола «думать» совпадают по диалектам хантыйского языка и с мансийским языком. Значения же хантыйского глагола артаԓәты имеют по диалектам как совпадающие значения, так и специфические. Несколько значений этого глагола имеют эквиваленты в мансийском языке, а также свои особые синонимы и специфические значения.
Ключевые слова: глагол, интеллектуальная деятельность, лексико-семантическая группа, семантика, обско-угорские языки.
Благодарность: авторы выражают благодарность всем своим информантам, владеющим мансийским и хантыйским языками.
Для цитирования: Кондина Г. Р., Соловар В. Н. Глаголы интеллектуальной деятельности в обско-угорских языках // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 245–254.