Концепция мира и человека в мордовской женской прозе
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
С. В. Шеянова Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
Н. М. Юсупова Казанский федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена изучению прозы современных мордовских авторов-женщин. Предметом исследования являются средства, приёмы моделирования художественной реальности, принципы структурирования образной системы, сюжетообразующие концепты в произведениях Тамары Барговой, Валентины Мишаниной, Татьяны Разгуляевой.
Цель статьи: раскрыть специфику индивидуально-авторской картины мира и человека в произведениях национальных писательниц.
Материалы исследования: рассказы Т. Барговой, В. Мишаниной, Т. Разгуляевой.
Результаты и научная новизна. В результате проведённого исследования приходим к заключению о том, что в произведениях современных мордовских авторов-женщин эксплицирована самобытная концепция мира и человека, тексты характеризуются оригинальным решением насущных проблем действительности, тематической разноплановостью, глубокой психологизацией характера, особым вниманием к вопросам гендерных взаимоотношений, воссозданию женской судьбы, утверждением национальных этических норм и универсальных нравственных прин-
ципов. В рассказах В. Мишаниной, Т. Барговой, Т. Разгуляевой отражаются особенности рубежной эпохи – общественно-культурные проявления, материальные и духовные преференции социума, нивелирование национальных основ, разрушение традиционного этнического сознания, трагическое мироощущение современника. В процессе моделирования картины мира авторы разрабатывают индивидуальную эстетическую концепцию, используют арсенал определённых приёмов, средств раскрытия характера (воспоминание, сон, видение, поток сознания, критиче-
ская ситуация или ситуация одиночества, обстановка действия, авторская позиция, подтекст, письмо), обращаются к возможностям символической образности, что свидетельствует о высоком эстетическом уровне мордовской женской прозы в целом. Научная новизна статьи определяется тем, что материал исследования впервые анализируется в аспекте заявленной проблемы.
Ключевые слова: современная мордовская литература, мордовская женская проза, авторская концепция, Т. Баргова, В. Мишанина, Т. Разгуляева, тема, персонаж.
Для цитирования: Шеянова С. В., Юсупова Н. М. Концепция мира и человека в мордовской женской прозе // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 337–345.
Н. М. Юсупова Казанский федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена изучению прозы современных мордовских авторов-женщин. Предметом исследования являются средства, приёмы моделирования художественной реальности, принципы структурирования образной системы, сюжетообразующие концепты в произведениях Тамары Барговой, Валентины Мишаниной, Татьяны Разгуляевой.
Цель статьи: раскрыть специфику индивидуально-авторской картины мира и человека в произведениях национальных писательниц.
Материалы исследования: рассказы Т. Барговой, В. Мишаниной, Т. Разгуляевой.
Результаты и научная новизна. В результате проведённого исследования приходим к заключению о том, что в произведениях современных мордовских авторов-женщин эксплицирована самобытная концепция мира и человека, тексты характеризуются оригинальным решением насущных проблем действительности, тематической разноплановостью, глубокой психологизацией характера, особым вниманием к вопросам гендерных взаимоотношений, воссозданию женской судьбы, утверждением национальных этических норм и универсальных нравственных прин-
ципов. В рассказах В. Мишаниной, Т. Барговой, Т. Разгуляевой отражаются особенности рубежной эпохи – общественно-культурные проявления, материальные и духовные преференции социума, нивелирование национальных основ, разрушение традиционного этнического сознания, трагическое мироощущение современника. В процессе моделирования картины мира авторы разрабатывают индивидуальную эстетическую концепцию, используют арсенал определённых приёмов, средств раскрытия характера (воспоминание, сон, видение, поток сознания, критиче-
ская ситуация или ситуация одиночества, обстановка действия, авторская позиция, подтекст, письмо), обращаются к возможностям символической образности, что свидетельствует о высоком эстетическом уровне мордовской женской прозы в целом. Научная новизна статьи определяется тем, что материал исследования впервые анализируется в аспекте заявленной проблемы.
Ключевые слова: современная мордовская литература, мордовская женская проза, авторская концепция, Т. Баргова, В. Мишанина, Т. Разгуляева, тема, персонаж.
Для цитирования: Шеянова С. В., Юсупова Н. М. Концепция мира и человека в мордовской женской прозе // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 337–345.