Духи шева в демонологических представлениях коми-зырян
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, г. Сыктывкар, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Тезис о наличии коми субстрата в севернорусских представлениях об икоте был высказан достаточ- но давно, и в большинстве исследований, посвящённых севернорусской икоте, так или иначе присутствует тема общности русских и коми представлений об этом феномене. Есть необходимость свести воедино все доступные на сегодняшний день сведения о шева (икота) и дать объективную оценку взаимосвязи двух традиций.
Цель: реконструировать протовариант представлений о шева коми-зырян.
Материалы исследования: научные публикации, словарные данные по теме, материалы фольклорных и этнографических исследований 1970–2018 гг., в том числе полевые материалы автора.
Результаты и научная новизна. Проведённый анализ позволяет утверждать, что слово шева связано с целым рядом специфических понятий: шева как общее обозначение болезни и самого «подселённого» духа, иногда как обозначение специализации колдуньи или родовое прозвище; шева гаг ʻшева-насекомоеʼ как основная ипостась демонических существ; шева чуман / шева туйис ʻкороб, лукошко / туес с шеваʼ как непременный атрибут колдуньи – шева сеталысь ʻраздающей, насаживающей шеваʼ и как ещё одно обозначение самих колдунов / колдуний, шева поз ʻгнездо, гнездовье шеваʼ в значении ʻместо обитания шеваʼ – и как короб-хранилище и как родовое место обитания колдунов – шева сеталысь, и как прозвище их представителя; шева пиян ʻшева-детёнышиʼ как ипостась хранимых и питаемых телом колдуньи-«матери» существ, от жизни которых зависит и жизнь их «матери». Научная новизна заключается в том, что рассмотренный фольклорный материал позволяет уверенно говорить о ярко выраженном «матрилинейном» характере протоварианта представлений о шева.
Ключевые слова: коми-зыряне, коми-пермяки, коми-русские взаимосвязи, фольклор, демонология, икота
Благодарности: Работа выполнена в рамках плановой темы НИР (рег. № 121051400044-2).
Для цитирования: Панюков А. В. Духи шева в демонологических представлениях коми-зырян // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 358–366.
АННОТАЦИЯ
Введение. Тезис о наличии коми субстрата в севернорусских представлениях об икоте был высказан достаточ- но давно, и в большинстве исследований, посвящённых севернорусской икоте, так или иначе присутствует тема общности русских и коми представлений об этом феномене. Есть необходимость свести воедино все доступные на сегодняшний день сведения о шева (икота) и дать объективную оценку взаимосвязи двух традиций.
Цель: реконструировать протовариант представлений о шева коми-зырян.
Материалы исследования: научные публикации, словарные данные по теме, материалы фольклорных и этнографических исследований 1970–2018 гг., в том числе полевые материалы автора.
Результаты и научная новизна. Проведённый анализ позволяет утверждать, что слово шева связано с целым рядом специфических понятий: шева как общее обозначение болезни и самого «подселённого» духа, иногда как обозначение специализации колдуньи или родовое прозвище; шева гаг ʻшева-насекомоеʼ как основная ипостась демонических существ; шева чуман / шева туйис ʻкороб, лукошко / туес с шеваʼ как непременный атрибут колдуньи – шева сеталысь ʻраздающей, насаживающей шеваʼ и как ещё одно обозначение самих колдунов / колдуний, шева поз ʻгнездо, гнездовье шеваʼ в значении ʻместо обитания шеваʼ – и как короб-хранилище и как родовое место обитания колдунов – шева сеталысь, и как прозвище их представителя; шева пиян ʻшева-детёнышиʼ как ипостась хранимых и питаемых телом колдуньи-«матери» существ, от жизни которых зависит и жизнь их «матери». Научная новизна заключается в том, что рассмотренный фольклорный материал позволяет уверенно говорить о ярко выраженном «матрилинейном» характере протоварианта представлений о шева.
Ключевые слова: коми-зыряне, коми-пермяки, коми-русские взаимосвязи, фольклор, демонология, икота
Благодарности: Работа выполнена в рамках плановой темы НИР (рег. № 121051400044-2).
Для цитирования: Панюков А. В. Духи шева в демонологических представлениях коми-зырян // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 358–366.