Формирование этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях школ-интернатов (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История науки
Информация об авторе:
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена изучению одного из аспектов функционирования регионального компонента системы образования, а именно формированию этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся ханты, манси, ненцев – важное условие организации образовательного процесса, в основе которого лежат традиционные знания титульных этносов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Цель: выявить основные направления формирования этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Материалы исследования: социологические данные, полученные среди обучающихся образовательных организаций, имеющих интернат.
Результаты и научная новизна. Впервые на территории Ханты-Мансийского автономно много округа – Югры проводилось социологическое исследование по вопросу формирования этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах. Результаты проведённого исследования показывают, что в образовательных учреждениях, имеющих интернат, в системе основного образования на основе внеурочной деятельности, предусмотрены и используются различные формы организации работы с учётом этнокультурного компонента. Сеть занятий вне школьных уроков организована по направлениям общекультурного, спортивно-оздоровительного, этнокультурного воспитания и образования. Учебная и внеурочная деятельность позволяет учесть потребности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, направленные на формирование этнокультурной компетентности. Изучение родного языка (хантыйского, мансийского, ненецкого) обучающимися происходит во время урочной, внеурочной и внеклассной работы. Продемонстрировать языковую компетентность школьникам из числа КМНС представляется возможным и на олимпиаде по родному языку и литературе. Применить знания, развить личностные, творческие, спортивные качества школьники могут в различных кружках по декоративно-прикладному искусству и традиционным ремёслам, в спортивных секциях по национальным видам спорта, в школьных этноклубах и этномузеях.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, Югра, образование, школа-интернат, этническая компетентность, социологическое исследование
Для цитирования: Ткачук Н. В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях школ-интернатов (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 2 (53). С. 388–397.
Цель: выявить основные направления формирования этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Материалы исследования: социологические данные, полученные среди обучающихся образовательных организаций, имеющих интернат.
Результаты и научная новизна. Впервые на территории Ханты-Мансийского автономно много округа – Югры проводилось социологическое исследование по вопросу формирования этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах. Результаты проведённого исследования показывают, что в образовательных учреждениях, имеющих интернат, в системе основного образования на основе внеурочной деятельности, предусмотрены и используются различные формы организации работы с учётом этнокультурного компонента. Сеть занятий вне школьных уроков организована по направлениям общекультурного, спортивно-оздоровительного, этнокультурного воспитания и образования. Учебная и внеурочная деятельность позволяет учесть потребности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, направленные на формирование этнокультурной компетентности. Изучение родного языка (хантыйского, мансийского, ненецкого) обучающимися происходит во время урочной, внеурочной и внеклассной работы. Продемонстрировать языковую компетентность школьникам из числа КМНС представляется возможным и на олимпиаде по родному языку и литературе. Применить знания, развить личностные, творческие, спортивные качества школьники могут в различных кружках по декоративно-прикладному искусству и традиционным ремёслам, в спортивных секциях по национальным видам спорта, в школьных этноклубах и этномузеях.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, Югра, образование, школа-интернат, этническая компетентность, социологическое исследование
Для цитирования: Ткачук Н. В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях школ-интернатов (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 2 (53). С. 388–397.