Оружие ближнего боя народов Северо-Западной Сибири периода средневековья как историко-культурное явление
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье рассматриваются различные аспекты оружиеведческой традиции обских угров и самодийцев XVI–XVII вв., нашедшие отражение в фольклоре и исторических источниках: состав оружия ближнего боя, его тактико-технические характеристики, указывается на комплекс вооружения как отражение социального статуса воина, отмечается символическая роль отдельных видов оружия. Особо выделяются лексические параллели в названиях оружия и металлов, используемых для их изготовления, что свидетельствует об активных межкультурных контактах народов таёжного Обь-Иртышья с уральскими и тюркскими племенами, носивших как мирный, так и конфликтный характер.
Цель: выявить своеобразие оружиеведческой репрезентации в обско-угорском и самодийском фольклоре в аспекте межкультурного взаимодействия.
Материалы исследования: фольклорные сборники, справочные издания, устные сообщения информантов, рукописные материалы П. Е. Шешкина.
Результаты и научная новизна. На материалах обско-угорского и самодийского фольклора оружие ближнего боя соотнесено с историческими реалиями, определены пути его проникновения в фольклорную традицию. Рассмотрено 13 предметов вооружения, систематизированных в 5 групп: рубяще-колющее, рубящее, колюще-режущее, колющее, оружие ударного действия. Привлекаемая военная лексика тюркских языков свидетельствует об активных
контактах обских угров с южными соседями – племенами индоиранского и иранского мира (в частности – названия металлов). Формулируется вывод о том, что южное влияние оставило заметный след в оружиеведческой культуре обских угров и самодийцев, но вместе с тем, вооружение таёжников не лишено и местного своеобразия. Новизна исследования заключается в том, что впервые вооружение средневековых воинов осмысливается комплексно в регионально-этническом аспекте с привлечением фольклорных и исторических источников, а также данных лингвистики как отражение межкультурных контактов. В научный оборот введены неопубликованные материалы из рукописного наследия П. Е. Шешкина, соотносимые с ранними эпохами (по его периодизации), где предметы оружия совмещают в себе ещё функции универсальных охотничье-боевых средств.
Ключевые слова: остяки, вогулы, самодийцы, обско-угорский фольклор, эпоха средневековья, оружие ближнего боя, оружиеведческая лексика, межкультурные контакты
Для цитирования: Сподина В. И. Оружие ближнего боя народов Северо-Западной Сибири периода средневековья как историко-культурное явление // Вестник угроведения. 2024. Т. 14. № 1 (56). С. 149–162.