Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ психиатрии Росздрава, Центр патологии речи и нейрореабилитации Москва, Россия [email protected]
Аннотация.В настоящей статье изложены результаты многолетних исследований и осмыслений автором проблем нарушений развития речи, понимаемого как неспособность приобретения речевых навыков, и афазии, понимаемой как результат распада речевых навыков – высоко упроченных в преморбиде оборотов речи. Приводятся разработанные автором алгоритмы приобретения и распада основных речевых навыков. Подчеркивается, что они представляют собой синкретическое единство, составленное из речевых действий, осваиваемых на всех этапах речевого онтогенеза и имеющее особую мозговую локализацию. Утверждается, что это позволяет по-новому взглянуть на ключевые проблемы развития речи у детей и афазиологии, а также раскрыть ряд вопросов, остающихся до сих пор дискуссионными.
Ключевые слова: афазия, речевые навыки, развитие речи, интегративное единство, приобретение, распад, глубина распада, глубина неразвития, безречие, алалия, сенсорная афазия, моторная афазия, спонтанная компенсация, мозговые механизмы.