«Время, когда манси хранили огонь в нāй сāныт ‘коробе огня’» (по рукописным материалам П. Е. Шешкина)
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена исследованию религиозных представлений и событий одного из периодов жизни манси, который обозначен Шешкиным как нāй сāныт йис ‘древнее время огня [хранящегося] в коробе’. Приводятся сведения о семейном и общественном хранилище огня, по сооружению короба, пользовании огнём в разных ситуациях, его хранителях. Представления об огне рассматриваются с точки зрения его персонификации (Огонь-мать, Огонь-женщина); олицетворения (живой, разговаривает, ходит в гости, мстит); мифологизации (божество, особый дух огня войтыл); объекта почитания (святые матери, посвящение, святилища). Выявляются фольклорные сюжеты, отражающие представления о «живом» огне.
Цель: реконструировать события и представления северной группы манси об огне в эпоху нāй сāныт йис.
Материалы исследования: рукописные тексты П. Е. Шешкина, опубликованные материалы XIX–XXI вв.
Результаты и научная новизна. В ходе анализа выявляются исторические сведения по укладу и организации жизни манси в период «время, когда манси хранили огонь в нāй сāныт ‘коробе огня’». Анализируются особенности хранения и обращения с семейным и коллективным огнём. Осознание огня как ценности передаётся в представлениях о его сверхъестественной сущности, в почитании Огня-Матери. Прошлый, утерянный людьми огонь, воспринимается как сверхогонь (более мощный в яркости и жаре, живёт вместе с человеком и опекает его). Отношение к огню как святыне находят отражение в запретах, посвящении его животным (кошка, лягушка), строительстве храмов (святилищ). Новизна заключается во введении в научный оборот традиционных представлений манси о раннем этапе их этнической истории.
Ключевые слова: П. Е. Шешкин, манси, семейный огонь, общинный огонь, хранители огня, фольклор и религиозные представления.
Для цитирования: Попова С. А. «Время, когда манси хранили огонь в нāй сāныт ‘коробе огня’» (по рукописным материалам П. Е. Шешкина) // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 3. С. 556–562.
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена исследованию религиозных представлений и событий одного из периодов жизни манси, который обозначен Шешкиным как нāй сāныт йис ‘древнее время огня [хранящегося] в коробе’. Приводятся сведения о семейном и общественном хранилище огня, по сооружению короба, пользовании огнём в разных ситуациях, его хранителях. Представления об огне рассматриваются с точки зрения его персонификации (Огонь-мать, Огонь-женщина); олицетворения (живой, разговаривает, ходит в гости, мстит); мифологизации (божество, особый дух огня войтыл); объекта почитания (святые матери, посвящение, святилища). Выявляются фольклорные сюжеты, отражающие представления о «живом» огне.
Цель: реконструировать события и представления северной группы манси об огне в эпоху нāй сāныт йис.
Материалы исследования: рукописные тексты П. Е. Шешкина, опубликованные материалы XIX–XXI вв.
Результаты и научная новизна. В ходе анализа выявляются исторические сведения по укладу и организации жизни манси в период «время, когда манси хранили огонь в нāй сāныт ‘коробе огня’». Анализируются особенности хранения и обращения с семейным и коллективным огнём. Осознание огня как ценности передаётся в представлениях о его сверхъестественной сущности, в почитании Огня-Матери. Прошлый, утерянный людьми огонь, воспринимается как сверхогонь (более мощный в яркости и жаре, живёт вместе с человеком и опекает его). Отношение к огню как святыне находят отражение в запретах, посвящении его животным (кошка, лягушка), строительстве храмов (святилищ). Новизна заключается во введении в научный оборот традиционных представлений манси о раннем этапе их этнической истории.
Ключевые слова: П. Е. Шешкин, манси, семейный огонь, общинный огонь, хранители огня, фольклор и религиозные представления.
Для цитирования: Попова С. А. «Время, когда манси хранили огонь в нāй сāныт ‘коробе огня’» (по рукописным материалам П. Е. Шешкина) // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 3. С. 556–562.